27.08.2008 Понятие "уполномоченного грузополучателя" будет еще уточняться Некоторое уточнение статуса нового для отечественного законодательства понятия «уполномоченного грузополучателя» (УПГ), в рамках подготовки следующей редакции Таможенного кодекса РФ, состоялось 27 августа в Госдуме на заседании рабочей группы по институту УГП Экспертного совета по таможенно-тарифной политике. Изучив международный опыт, в частности, недавние новации белорусского законодательства, эксперты рабочей группы постановили, что норма об удовлетворительности бухгалтерского баланса (отсутствии задолженности) для российских условий неприемлема: статус УГП должны получать в том числе и компании с текущей задолженностью. Актуальность введения в законодательство понятия УГП продиктована слишком значимыми нуждами российских участников ВЭД, чтобы можно было вычеркнуть из числа обладающих статусом УГП компании с неудовлетворительным бухгалтерским балансом. Кроме того, в связи с вступлением в силу Указа ФТС РФ N1307 особую остроту приобретает вопрос о том, кто вправе осуществлять внутренний таможенный транзит, кто несет ответственность за груз, его утрату. Как отметили эксперты рабочей группы, нужно прежде всего дать развернутое и вместе с тем ясное определение УГП, дающее понять, входят ли в их число таможенные брокеры, склады, экспортеры, импортеры, экспедиторы, банковские организации и т.п., любое ли лицо, действующее по поручению участника ВЭД, может получить статус УГП, пользуется ли оно просто «особыми правами», обладает ли «особыми обязанностями» или все эти права и обязанности должны быть оговорены заранее. Дилеммой явилось также конкретное место в ТК РФ, куда можно было бы вставить подобное определение (статья 11 или статья 92). Проблемным в контексте присвоения статуса УГП оказалось и понятие склада: не секрет, что российские склады, являясь юридическими лицами, функционируют по двучастной схеме: часть их отдается под коммерческие площади, и ответственность за хранение товаров в этом случае ложится на склад, но остальная часть порой превращается в склад временного хранения, где мера ответственности совершенно другая. Присваивать ли складу целиком статус УГП, остается пока не выясненным. Юридическое лицо, не имеющее собственного склада, решили эксперты по итогам обсуждения, вряд ли может быть уполномоченным грузополучателем. Это понимание основывается на принципах ст. 68 ТК РФ. Проблема состоит в том, что некоторые крупные предприятия не имеют собственных складов, арендуя их у других компаний, что развивает аутсорсинг услуг в стране. Эксперты рабочей группы согласились с определением УГП, данным статс-секретарем и заместителем руководителя ФТС РФ Сергеем Шохиным, согласно которому уполномоченный грузополучатель – юридическое лицо, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность и в отношении которого устанавливаются новые таможенные процедуры. При этом законодателям, которые будут принимать окончательную редакцию нового Таможенного кодекса РФ, еще на стадии консультаций будет важно отдавать себе отчет, создает ли понятие УГП новый бизнес для лиц, облеченных этим статусом, или просто более выгодные условия для крупных промышленных предприятий-участников ВЭД, и как будет связано с понятием уполномоченного грузополучателя понятие «добросовестности» УГП и чем именно это понятие будет подтверждаться. |