21.08.2008  Санкт-Петербург: перевозчики на холоде не экономят

   Рынок рефрижераторных надстроек для среднетоннажного коммерческого транспорта с марта текущего года находится в состоянии кризиса. И лишь в августе начинает из него выбираться.
   В начале 2008 г. многие эксперты прогнозировали рост объема продаж на 18-20% по сравнению с предыдущим годом.
   Однако этого не произошло. Более того, к разочарованию продавцов, с марта начался кризис, и спрос на холодильные установки упал 35-40%.
   "Главное, что это было совершенно неожиданно для всего рынка. Хотя если подумать, то причины этого лежат на поверхности, - рассказывает Дмитрий Брук, директор центра продаж легких коммерческих грузовиков ООО "Легкий грузовик". - Во-первых, и нашу отрасль настиг мировой финансовый кризис.
   Кредиты стали дороже, соответственно, банки стали кредитовать куда меньше предпринимателей.
   А малый бизнес - основной покупатель малотоннажного коммерческого транспорта - без кредитов практически нежизнеспособен. Во-вторых, это было связано с мартовскими выборами президента России. С марта пошел спад".
   Петербургский рынок рефрижераторов контролируют два производителя из США: ThermoKing и Carrier.
   Их совокупная доля, по оценке дилеров коммерческого транспорта, составляет не менее 80%.
   "Третий американский игрок на рынке - Sanden, однако его рефрижераторы почему-то у нас в регионе пользуются репутацией ненадежных. На мой взгляд, они ничуть не хуже, а по цене даже дешевле", - говорит Андрей Рогатько, коммерческий директор компании "Автостар Trucks".
   "Есть еще несколько японских и китайских производителей, но они в нашем регионе встречаются редко, - дополняет Дмитрий Брук. - Возможно, время "китайцев" еще впереди. Но пока большинство клиентов предпочитают именно американские модели".
   Эксперт отмечает, что потребитель стремится приобретать дорогое оборудование, так как считает его более надежным.
   "Даже на самые дешевые автомобили устанавливают дорогое оборудование. Тут такая же ситуация, как и с "большими" рефрижераторами-полуприцепами: потребитель прекрасно знает, что в случае поломки холодильной установки и, соответственно, порчи груза покрывать убытки будет он сам. Так что экономить 100-200 тыс. рублей на рефрижераторе, чтобы потом выплачивать полмиллиона за испорченный груз, желающих мало", - отмечает Дмитрий Брук.
   Рефрижераторные установки монтируются на изотермические фургоны, которые сохраняют заданную температуру в течение длительного времени. В Петербурге стабильно высоким спросом, по мнению специалистов компании "Дакар", пользуются фургоны, изготовленные из сэндвич-панелей.
   По словам Андрея Рогатько, наибольший объем продаж сосредоточен в диапазоне 250-280 тыс. рублей.
   "За эту сумму можно приобрести стандартный сэндвич-панельный фургон с толщиной стенки 60-80 мм", - говорит Андрей Рогатько.