19.08.2008  Пермский край: рынок компьютерной техники еще далек от насыщения

   Рынок компьютерной техники и электроники демонстрирует поступательное развитие. Региональные компании говорят о все больше возрастающей конкуренции, но заявляют, что крупных федеральных игроков не боятся.
   Рынок компьютерной техники России сформировался давно, последние несколько лет он демонстрирует стабильный рост. Наибольший скачок, по признанию экспертов, пришелся на 2004 год, когда в целом рынок бытовой техники и электроники, по оценкам аналитиков инвестиционного холдинга «БрокерКредитСервис», вырос по отношению к предыдущему году на 47%. Стоимость современного рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ), по мнению инвестиционного аналитика потребительского сектора и розничной торговли компании «БрокерКредитСервис» Татьяны Бобровской, составляет 33 млрд долларов, включая компьютерную технику и мобильные телефоны – 15 млрд долларов.
   Развитие Пермского региона идет в русле общероссийских тенденций. Однако, как свидетельствуют эксперты, местные региональные игроки сохраняют лидирующие позиции по отношению к федеральным консьюмерским сетям.
   За последние два года, по данным Надежды Михеевой, менеджера департамента по связям с общественностью компании «Эльдорадо», общероссийский рынок компьютеров в штучном выражении увеличился на 42%.
   По оценкам IBS Group, в 2007 году в России было продано около 7 миллионов компьютеров, из них 4,5 миллиона настольных (из которых 4 миллиона сделано российскими производителями) и 2,5 миллиона ноутбуков (0,1 миллиона производится в России).
   На данный момент, по мнению Максима Клягина, аналитика УК «Финам Менеджмент», объем российского рынка персональных компьютеров (с учетом десктопов, ноутбуков и серверов стандартной архитектуры) составляет около 9–10 млн штук.
   "В денежном выражении рынок можно оценить примерно в 6 млрд долларов. При этом за последние несколько лет он уверенно демонстрирует достаточно высокие темпы роста на уровне 15–20% годовых. И пока мы не наблюдаем существенных оснований для их снижения", - отмечает Максим Клягин.
   Аналогичную оценку дает Михаил Коньшин, директор ООО «Дега-Ком» (компьютерный супермаркет DEGA.RU), директор представительства ГК «Формоза» в Перми (федеральная сеть компьютерных магазинов «Формоза»). «Специалисты оценивают рост компьютерного рынка в среднем на 20–25% в год. За первое полугодие 2008 года наша компания показала рост более 40%», – говорит г-н Коньшин. Основным толчком к увеличению объемов продаж, по мнению аналитика УК «Финам», останется наблюдаемый сейчас рост потребительских доходов.
   Пермский рынок компьютерной техники за последнее полугодие, по оценке Надежды Михеевой, увеличился на 10%, что также соответствует общефедеральным показателям.
   Таким образом, большинство экспертов прогнозируют и дальнейшее стабильное развитие рынка компьютерной техники как в России в целом, так и в Прикамье. «Согласно долгосрочному прогнозу Мининформсвязи в ближайшие два года российский рынок персональных компьютеров будет стабильно расти в среднем на 17% в год и к 2010 году обеспеченность россиян компьютерами вырастет примерно до 43 единиц на 100 жителей», – считает г-н Клягин.
   На фоне остальных регионов, по мнению экспертов, Пермский регион не выделяется. «Пермь традиционно немного отстает от соседнего Екатеринбурга и Москвы по уровню компьютерных магазинов и их ассортименту, но в целом находится на средних позициях», – считает Михаил Коньшин. По оценкам г-на Клягина, Пермь также существенно не выделяется среди других субъектов федерации, за исключением Москвы, где персональными компьютерами пользуется около 65–70% всего населения, в то время как в Прикамье подобная техника имеется примерно у 25–30% жителей.
   Однако Пермский край занимает твердые позиции среди субъектов Уральского округа. Как заверяет Надежда Михеева, доля Пермского края от всего рынка компьютерной техники и электроники составляет порядка 25%.
   Также, по мнению Эдуарда Третьякова, генерального директора SUNRISE, особенностью Пермского региона является отсутствие общепринятых правил игры. «С точки зрения конкуренции, вопроса ценообразования, номенклатуры товаров и прочего рынок очень не структурирован, но от этого его привлекательность не теряется. Хотя за последнее время сегмент стал более сформированным, а основные игроки более реальными», – говорит эксперт.
   По общему признанию экспертов, рынок продаж компьютерной техники является высококонкурентным. Алексей Попов, директор компьютерного магазина «Альтеро КОМП», говорит, что фирмы, специализирующиеся на торговле компьютерной техникой, пытаются позиционировать себя как компании, занимающиеся розничными, корпоративными или оптовыми продажами. При этом, по его словам, в каждом секторе наблюдается весьма жесткая борьба. По мнению Максима Клягина, в последние годы здесь происходит рост конкуренции, несмотря на относительно низкий уровень консолидации в сфере розничной торговли персональными компьютерами (в целом в этой сфере оперирует весьма большое количество игроков различного масштаба).
   На данный момент в Прикамье, по разным оценкам, работает от 100 до 500 компаний, реализующих различную компьютерную технику. Однако, как признают эксперты, фирм, существенно влияющих на ситуацию на рынке, немного. В числе общефедеральных лидеров находятся «Неоторг», «Позитроника», «НЭТА» «Белый Ветер – Цифровой», Polaris, StartMaster. В первых рядах среди пермских компаний, по словам экспертов, находятся SUNRISE, «НЭТА», «НоутБукофф», ИВС, DEGA.RU, «Сатурн-Р». Однако, как считает Надежда Михеева, судить о том, кто и какую позицию занимает, достаточно сложно, так как до сих пор в крае не проводилось сколько-нибудь серьезного исследования в данном направлении, а сами ритейлеры не всегда предоставляют адекватные цифры.
   Некоторые представители компаний не отказались раскрыть свою долю на рынке продаж компьютерной техники. Надежда Михеева говорит о том, что доля продаж ПК «Эльдорадо» в Перми составляет около 18%, в общероссийских масштабах несколько меньше – около 15% розницы. Эдуард Третьяков также отметил, что доля его компании в городе находится в промежутке от 55 до 60%.
   По словам Татьяны Бобровской, наиболее привлекательными для инвесторов на сегодняшний день являются рынки Урала и Поволжья. На увеличение конкуренции также влияет то, что в регионы за последние несколько лет осуществлена активная экспансия четырех крупнейших ритейлеров рынка бытовой техники в России: это «Эльдорадо», «Техносила», «М.Видео», «Мир». В новых условиях региональные сети и специализированные компании теряют сложившийся рынок сбыта, что приводит к их вытеснению федеральными игроками. Таким образом, по мнению экспертов, можно говорить об эволюции рынка компьютерной техники и электроники. Еще на заре своего возникновения существовал самосбор, затем пришло время специализированных ритейлеров – компьютерных сетей, и, наконец, в последнее время существенную долю розничных продаж имеют крупные сети потребительской БТиЭ.
   По оценкам г-на Клягина, на долю крупнейших сетей приходится около 60–70% розничных продаж ПК (без учета самосбора) в России.
   Илья Анчуткин, генеральный директор Digital Technologies, признает, что местным специализирующимся на продаже компьютеров фирмам все сложнее выживать в условиях присутствия на рынке крупных федеральных игроков, которые обладают существенными финансовыми ресурсами и способны значительно снижать цены на технику. Тем не менее специализированные компании не теряют оптимизма.
   Эдуард Третьяков не рассматривает федеральных ритейлеров как потенциальных конкурентов, ввиду того что они не являются самостоятельными производителями компьютерной техники.
   О стабильном положении региональных сетей говорит и тот факт, что крупные компании не выдерживают конкуренции. Так, пришедшая в 2007 году на пермский рынок компания Ultra Electronics уже в 2008 году была вынуждена закрыть свой магазин в городе. Также г-жа Михеева признает, что в целом по рынку доля местных компаний составляют порядка 70%, за федеральными операторами – 30%.
   По мнению специалистов, количество игроков на рынке компьютерных продаж будет уменьшаться. Соответственно, рынок и дальше будет консолидироваться, а его основные игроки укрупняться.
   По данным исследования, проведенного социологическим агентством «СВОИ» (Социологическое ведомство оперативных исследований), у 71,6 %, или 711 223 жителей Перми, имеются компьютеры (выборка 1 010 человек). «Каждый пятый житель города не обладает им и даже не планирует его покупку, при этом не гонятся за техническими новинками, как правило, пожилые люди старше 60 лет (более 70 %)», – говорит научный руководитель агентства «СВОИ», член правления Пермского отделения РОС Александр Нода.
   Как считают аналитики, рынок компьютерной техники в Перми еще далек от своего насыщения. Аналитиками прогнозируется дальнейший рост продаж компьютерной техники как в корпоративном секторе, так и розничном. На данный момент, по оценке Максима Клягина, основная доля, около 80% продаж, приходится на корпоративный сектор. Это мнение поддерживает Андрей Тюков, управляющий директор сети компьютерных магазинов «НоутБукофф». «Компьютеры в большинстве случаев закупают корпоративные клиенты, такие как муниципалитеты, школы, финансовые организации», – говорит эксперт.
   Что касается розничных продаж, то продавцы персональных компьютеров отмечают увеличивающуюся популярность у населения ноутбуков. Надежда Михеева говорит, что объем продаж десктопов в целом по рынку составляет 70%, однако в структуре реализованной техники сети «Техносила» уже сейчас преобладают портативные компьютеры.
   Надежда Михеева: "На данный момент десктопы составляют 40%, ноутбуки – 60%, в общем обороте компании доля ПК составляет 15%. Также прогнозируется дальнейшее снижение данного сегмента ввиду насыщения сегмента настольных персональных компьютеров".
   Рост продаж ноутбуков за 2007 год составил, по словам Елизаветы Тотуновой, PR-директора компании «МИР», 40%, примерно такой же рост ожидается и в 2008 году. Также, на взгляд эксперта, наблюдается тенденция обновления компьютеров и их комплектующих. «Это тот сегмент, где развитие технологий идет стремительными темпами, а значит, и период повторной покупки намного короче, чем, скажем, в бытовой технике или даже теле- и видеотехнике, где он составляет 5–10 лет», – говорит г-жа Тотунова. Как уверяет Алексей Попов, корпоративные клиенты производят замену техники в среднем один раз в 3–4 года, розничный покупатель еще чаще – один раз в 2 года. Однако существенного влияния на рынок, по заявлению г-на Коньшина, это не оказывает.
   Данные исследования, проведенные агентством «СВОИ», также показали, что только пятая часть горожан, обладающая компьютерной техникой, предпочитают ее модернизировать, купив необходимые комплектующие.
   По заверению представителей компьютерных компаний, непреодолимых сложностей в работе на рынке нет, однако Надежда Михеева считает, что трудности могут возникать у небольших компаний с оперативной доставкой техники в регион либо ее закупкой на месте.