13.08.2008 Как бороться с нелегальным алкоголем По оценкам экспертов, от 30% до 50% алкогольного рынка представлено так называемым «серым» товаром. Подобное положение дел не только тормозит развитие легальных производителей, ведет к потерям бюджета в виде несобранных налогов, но и угрожает здоровью нации в целом. Насколько эффективны методы контроля алкогольного рынка? Какие функции исполняет ЕГАИС? Какие задачи призван решить внесенный в Госдуму законопроект об обязательном декларировании розничной алкогольной продукции? Эти вопросы обсудили участники прошедшего 13 августа в «РИА Новости» круглого стола «Как бороться с нелегальным алкоголем?». Как сообщил исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции Михаил Блинов, значительная часть рынка алкоголя по-прежнему нелегальна. Данные Росстата указывают на то, что разница между объемом произведенной в 2007 году продукции и объемами реализации составляет 60,3 млн декалитров. За прошлый год произведено 131,4 млн декалитров алкогольной продукции, реализовано – 191,7 млн декалитров. Спрос на нелегальную водку, по мнению эксперта, обусловлен экономическими причинами: 45% населения страны имеют доход ниже 8 тыс. рублей в месяц. «Этот фактор обуславливает потребительскую мотивацию купить водку без акциза, так как розничная цена легальной водки на сегодняшний день составляет 78-80 рублей. Между тем производители-нелегалы получают как минимум пятидесятипроцентное преимущество в цене. Население с низкими доходами образует первоначальный спрос на нелегальную водку, и под этот спрос формируется предложение на рынке. Выход один – снижать акциз на водку», - убежден М. Блинов. В противном случае розничный бизнес, боясь потерять потенциальных покупателей, будет вынужден закупать незаконную продукцию. Поэтому такие меры, как внедрение системы ЕГАИС, ужесточение ответственности за реализацию контрафакта, он считает «вторичными». Без достижения баланса между спросом и предложением ситуация на рынке не изменится. Между тем Минфин РФ подготовил законопроект, который предлагает установить ставку акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением натуральных вин, в том числе игристых с объемной долей этилового спирта не более 6%, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащую продукцию (за исключением парфюмерно-косметической и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке) на 2009 год на уровне 191 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, на 2010 год - 210 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, на 2011 год - 231 руб. за 1 литр безводного этилового спирта. М. Блинов пояснил, что акциз – это косвенный налог, за который де-факто платит потребитель. И российский потребитель не имеет возможности его оплачивать. В 2007 году из 191 млн декалитров реализованной продукции 145 млн декалитров составила водочная продукция стоимостью ниже 100 рублей за 0,5 литра. Поэтому в общем объеме рынок «дорогой водки» составляет всего одну треть. Если предложение Минфина будет реализовано, то к 2009 году минимальная стоимость водки составит 105 рублей, сегодня минимальная стоимость этой продукции - 80 рублей. «Фактически это создаст экономическую мотивацию для роста нелегального рынка», - считает эксперт. По его мнению, карательные меры не сработают. Для малообеспеченного населения наступит «сухой закон», что приведет к росту потребления суррогата и самогоноварению. Он считает необходимым обеспечить ценовую доступность легального безопасного алкоголя. Он сообщил, что крупнейшие производители спиртоводочной продукции выступили с предложением о снижении ставки акциза до 100 рублей из расчета на 1 литр безводного спирта. Легальная водка будет стоить 65-70 рублей. Доходы бюджета от акциза составили в 2007 году 66 млрд рублей. При снижении ставки, по оценкам М. Блинова, прямого выпадения доходов не должно быть. «Потери не превысят 6-10 млрд рублей. Но в интересах легализации рынка и доступности безопасной продукции такие потери оправданны. Тем более, что реальная собираемость налогов по акцизам в 2007 году составила 53%», - считает исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции. Он выступает также за ужесточение контроля за производством и потреблением спиртосодержащих медицинских препаратов. Ведь более 2/3 спирта, направляемого на медицинские цели, идет на производство настоек боярышника и других спиртовых настоек и реализуется аптечными учреждениями и потребляется малообеспеченными гражданами как алкогольная продукция. «Де-факто это «спаивание» населения в медицинских целях», - пояснил М. Блинов. Он убежден, что стоимость легальной водки не должна быть оторвана от реального уровня платежеспособности населения. По его данным, спрос на водку стабилен и не меняется в течение более 20 лет. Как показывают маркетинговые исследования, спрос на водку обеспечен взрослым мужским населением. Однако в целом на рынке алкогольной продукции произошла смена предпочтений. Если в 80-е годы годовой объем потребления водки составлял 13 литров на человека в год, вина - 21 литр, пива - 19-20, то сегодня спрос на вино упал, на водку остался неизменным, а объем потребления пива увеличился в 4 раза. Президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин сообщил, что за 7 мес. 2008 года объем производства этилового спирта составил 24,2 млн декалитров, или 82,2% от уровня АППГ. Водки и ЛВП произведено 67 млн декалитров, или 98,4% от уровня АППГ, вин виноградных - 30,8 млн декалитров, или 108,5% от уровня АППГ, шампанских и игристых вин - 9,9 млн декалитров, или 108,4%, коньяка – 4,9 млн деалитров, или 135% от уровня 2007 года. П. Шапкин считает, что на сегодняшний день отрасль контролируется жестко - удельный вес налогов в алкогольной продукции очень высок и составляет в розничной стоимости до 50%. Но на рынке есть игроки, желающие сэкономить на налогах. «Те, кто идет по этому пути, выигрывает конкуренцию и стимулируют других участников заняться тем же. Но во многом причина существования нелегального рынка в стимулирующей деятельности торговых сетей. Для них неважно, платит поставщик налоги или нет, главное - ежегодно снижать закупочные цены, невзирая на ежегодный рост акцизных ставок», - утверждает эксперт. Он считает, что необходимо обеспечить контроль в сфере розничной торговли, в противном случае снижения уровня нелегального оборота не будет. Поэтому П. Шапкин активно поддерживает внесенный в ГД РФ законопроект об обязательном декларировании розничной алкогольной продукции. «Необходимо навести порядок в розничной торговле, но сделать это взвешенно и грамотно. Принятие закона будет полезным шагом вперед по контролю за розницей, так как она - локомотив нелегального спроса. Не будет спроса на нелегальный алкоголь, не будет и предложения, т.е. не будет контрафактного производства», - заключил президент Национальной алкогольной ассоциации. По его прогнозам, объем производства алкоголя будет расти, как и объем потребления, так как нет «предпосылок для снижения алкоголизации населения». |