13.08.2008 Рынок туристических услуг по-прежнему непрозрачен Несколько крупных туроператоров на российском рынке практически банкроты. Такие сведения сообщил первый заместитель генерального директора компании «Росно» Дмитрий Попов. Это значит, что печальная история, случившаяся с клиентами «Детура», может повториться. Турбизнес непрозрачен, соглашаются участники рынка, - проверить надежность компаний у страховщиков нет шансов. Когда летом 2008 года крупный российский оператор «Детур» обанкротился, пострадали тысячи человек. Компенсация их потерь легла на страховщика «Детура», компанию «Росно». С 1 июня 2008 года для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, размер обеспечения по закону составляет 10 млн рублей. Как показывает число поступивших заявок, этого лимита не хватит на удовлетворение всех заявок пострадавших, признал во вторник глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев. Чтобы избежать аналогичных проблем в дальнейшем, предлагается увеличить предельный размер страховых гарантий до 50 или даже 100 млн рублей. Увеличение лимита фингарантий потребует от страховщиков и более тщательной оценки возможных рисков при заключении договора с туроператором, ведь в случае его банкротства им придется выплачивать пострадавшим не 10 млн рублей, а гораздо большую сумму. Однако сделать это непросто. «Узнать о состоянии и перспективах туркомпаний практически невозможно, – посетовал Дмитрий Попов. – Даже с «Детуром» мы сотрудничали много лет, у этой компании большой опыт работы на туррынке, она обслуживала большие потоки туристов, и проблем ничто не предвещало». Эти трудности подтверждают и другие страховщики. «Для того чтобы мониторить деятельность туроператора, надо работать внутри этой компании», – смеется заместитель генерального директора по маркетингу «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. Ну а если не брать в расчет шпионаж, то инструментов остается очень мало. «Туроператор для получения страховки обязан иметь только регистрацию юридического лица и финансовое обеспечение, никаких других документов по закону он предоставлять не должен», – говорит начальник управления андеррайтинга по страхованию выезжающих за рубеж СК «Цюрих. Ритейл» Илья Гальперин. Конечно, страховщик может запросить баланс, посмотреть дебиторскую и кредиторскую задолженность, но даже если отчетность есть, никто не гарантирует ее надежность. «Сложность при мониторинге заключается в том, что финансовая отчетность туроператоров не всегда соответствует реальности», – признает заместитель начальника отдела страхования финансовых и профессиональных рисков «Ингосстраха» Дмитрий Милехин. Поэтому страховые компании, связываясь с туроператором, фактически всегда сознательно идут на риск. «Это можно сравнить со страхованием рисков неполучения квартиры при долевом строительстве – никто не знает, выполнит компания-застройщик свои обязательства или нет», – соглашается заместитель генерального директора СГ «Межрегионгарант» Александр Варенцов. С увеличением лимита страховых гарантий ситуация неизбежно изменится. Страховщики будут более тщательно выбирать клиентов. Однако тут есть минусы. Не все компании смогут оплатить такую страховую защиту, соответственно, мелкие туроператоры будут вынуждены покинуть рынок, что приведет к ограничению конкуренции. «Целесообразнее было бы страховать туроператоров, исходя из объемов их бизнеса: одной компании лимита ответственности в 100 млн рублей будет мало, а какой-то будет достаточно и 5 млн», – предлагает Варенцов. «Надо разделить туроператоров по обороту, – соглашается Милехин. – Для крупных игроков этого рынка имеет смысл установить лимит в 100 млн или даже 200 млн рублей. Но для небольших региональных компаний 10 млн рублей, как показывает практика выплат, вполне достаточно». А чтобы сделать турбизнес более прозрачным, нужны усилия государства. «Это работа не страховщика, а служб проверять адекватность финансовой отчетности», – считает Милехин. Также необходимо организовать рынок туроператоров по примеру банковского сектора, предлагают страховщики. Создать фонд по принципу Системы страхования вкладов, например. Можно создать и саморегулируемую организацию турбизнеса, которая разделяла бы ответственность со страховщиками. |