07.08.2008  Россияне недовольны работой интернет-магазинов

   Любопытный судебный процесс завершился на днях в столице. Москвич Андрей Кульчицкий сумел выиграть дело против интернет-магазина, отказавшегося принимать бракованный товар. С недобросовестной работой виртуальных маркетов хотя бы раз сталкивался, по неофициальным данным, каждый второй пользователь Сети. Однако связываться с «заочными» продавцами до сих пор никто не рисковал.
   В середине марта москвич Андрей Кульчицкий приобрел в интернет-магазине видеоплеер. Когда он подключил технику, выяснилось, что кнопки, отвечающие за выбор видеофайлов, не работают. По правилам продажи товара дистанционным способом мужчина имел полное право вернуть товар в течение недели без объяснения причин. Однако сотрудники магазина возврат оформлять отказались. Андрей послал в компанию претензию, а в компании послали его самого. Тогда г-н Кульчицкий подал на магазин в суд, который в конце июня признал его правоту и постановил выплатить истцу стоимость видеоплеера и 2 тыс. рублей в качестве компенсации за моральный ущерб.
   Бракованный товар в виртуальных магазинах соглашаются менять крайне редко, а если все же соглашаются, то на «особых» условиях. «В одном интернет-магазине я столкнулся с любопытной вещью, – сообщил Андрей Кульчицкий. – Товар можно купить, но с 3% наценкой. Она берется за услугу, которую магазин и так обязан предоставлять, причем бесплатно: обмен бракованного товара. Без этой услуги товар приобрести нельзя. 3% не возвращаются в любом случае, поскольку уплачены не за товар, а за услугу. И ничего, контору никто закрывать не спешит».
   Увы, это далеко не все претензии к интернет-магазинам. Россияне уже давно смирились с такими «невинными» недочетами, как безответственные курьеры, теряющиеся во времени и пространстве, а также невнимательные комплектовщики.
   Инженер из Санкт-Петербурга Никита Рыбаков решил купить через интернет-магазин ЖК-монитор своей мечты. Мужчина перевел 700 евро на счет продавцов и стал ждать доставки. После этого сотрудники интернет-магазина неделю уверяли мужчину, что «нужная модель внезапно исчезла, но завтра ее подвезут», а потом и вовсе перестали подходить к телефону.
   «Теоретически уровень защиты потребителя в сфере дистанционной торговли выше, чем в обычной, – пояснил председатель правления Конфедерации обществ прав потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Но практически большинство сайтов обезличено. И поймать, и доказать вину недобросовестных виртуальных торговцев намного сложнее, чем в случае с обычными торговыми точками».
   Часто на сайтах не указывается адрес компании, а если и указывается, то неверный. Кроме того, небольшие интернет-магазины сразу после решения суда могут сменить «адреса, пароли, явки» или просто забаррикадироваться в своем офисе.
   С таким препятствием столкнулся и Андрей Кульчицкий. «Решение суда я магазину выслал, но там его проигнорировали, – рассказал г-н Кульчицкий. – Лично разбираться не получается: контора находится на охраняемой территории, то есть без пропуска туда не пройти. Пропуск, понятное дело, выписывать они не собираются. Посмотрим, удастся ли решить вопрос судебным приставам, сегодня отдам им все документы».
   Юристы надеются, что Андрею все же удастся найти управу на недобросовестных продавцов. Тогда его пример послужит и образцом поведения для других обманутых покупателей, и уроком виртуальным нарушителям.