28.07.2008 Томск привлекателен для торговых сетей Доля торговли и услуг в ВРП Томской области устойчиво занимает около 10 процентов. А по обороту розничной торговли и общественного питания на душу населения Томская область стабильно держит 4-е место среди регионов Сибири. Более половины оборота (58 процентов) приходится на непродовольственные товары, сообщил глава областного департамента потребительского рынка Александр Таловский. Тенденцией 2007-2008 годов можно назвать спад неорганизованного рынка, продолжает Александр Таловский. При этом примерно 12 процентов продовольственных товаров граждане покупают именно на рынках. По непродовольственным группам эта форма реализации формирует примерно пятую часть оборота. Еще одна тенденция - расширение прогрессивных форм торговли с применением банковских карт: безналичные кредиты внедряются повсеместно, а объемы потребительского кредитования уже превышают 25 млн рублей. Основное изменение последних двух лет - сама форма торговли. Активно развиваются такие форматы, как супер- и гипермаркеты, увеличивается число магазинов-дискаунтеров, ориентированных на продажу товаров по более низким ценам, а это уже показатель конкуренции, ставший свойственным для региона. Сеть общественного питания постоянно пополняется заведениями различного формата - от демократичных кафе-закусочных до нового для города формата клуба-ресторана. По данным областного департамента потребительского рынка, самыми крупными на продовольственном рынке (по развитию сети, охвату рынка, оборотам) являются две томские сети: группа компаний "ЛАМА" и "Поляна" (бывшая "Сибирская копеечка"), каждая из которых занимает более 7 процентов областного оборота в ритейле. «Но Томск привлекателен и для иногородних: у нас работает новосибирская сеть магазинов "Холидей-классик", "Быстроном", барнаульская "Мария-Ра", красноярская АЛПИ. Известно, что в нашем регионе решили пустить корни такие гиганты, как компания "МЕТРО" - первый оператор оптовой торговли, где по признанной в мире эффективной системе скидок смогут приобретать продукцию розничные торговые сети. Появилась ясность и в намерениях "ИКЕА" и "АШАНА", которые единым фронтом тоже заходят в Томск», - рассказал А.Таловский. Более плотное присутствие федеральных и иногородних сетей наблюдается в непродовольственном сегменте: "федералы" "М-Видео", "Эльдорадо", "Техно-сила", "Мир", "Эксперт", новосибирская сеть "Сибвез", екатеринбургская "Кардинал", новосибирская книжная сеть "ТОП-книга", кемеровская мебельная "Энергия уюта", зашли федеральные салоны сотовой связи "Нокиа", "Билайн", "Связной", "Евросеть"... «Помимо крупных игроков розничного рынка, стоит отметить и других, может, не таких солидных (с точки зрения оборота), но, безусловно, заметных и динамично развивающихся участников, - считает Александр Таловский. - Это магазины и оптового звена, и «шаговой доступности». На мой взгляд, внимания достоин частный предприниматель Василий Семкин (ЧП Семкин), который из небольшой компании, два-три года назад владеющей единичными торговыми точками по продаже молочной продукции, создал заметную розничную сеть. Многие потребители знают: если им нужен сыр в ассортименте и в целом богатый спектр молочных изделий, то добро пожаловать к Семкину. Если мясные деликатесы - то в "Мясной ряд", и создателей этой сети - "Сибирскую Аграрную Группу" тоже очень хочется выделить: производитель предложил потребителям выбор и качество из первых рук - без посредников, а значит, без лишних затрат. Свою заметную и успешную сеть кондитерских создал производитель "Антонов двор". «Для тех же, кому нужен полный спектр массовой продукции, дорога всегда открыта в один из многочисленных в Томске супер- или гипермакетов. Вот это и есть показатель цивилизованного формата торговли - каждый из нас может выбрать тот, что ему по карману и по душе, - подчеркивает Александр Таловский». |