23.07.2008 Пермский край может стать центром уральской региональной логистики Недавно в Москве обсуждалась инвестиционная привлекательность Пермского края в сфере логистики. В дискуссии принимали участие 37 крупных логистических компаний России, круглый стол был организован по инициативе представительства Пермского края в Правительстве РФ. Главная цель форума – расширение географии строительства логистических центров в крае, привлечение международных и федеральных девелоперов и инвесторов. Представители Пермского края презентовали 42 инвестиционные площадки, встретились со специалистами крупных международных и российских компаний и экспертами в области логистики. По словам заместителя председателя правительства Пермского края Юрия Уткина, в итоге налажены контакты с компаниями и экспертами в области логистики. Достигнуты договоренности о встречах в муниципальных образованиях и у пермских логистов более чем с десятью бизнес-структурами. Инвестиционную привлекательность края оценили такие федеральные компании, как «Авлон», («Равен Раша»), «Евразия-Логистик» (Green Gate). В то же время интерес к развитию внутренних логистических операций проявляют местные компании: «Линия 7», «МАЙ», «ПСК Логистика», PL Group, ЗАО «Север», «Эр-Сити», ими реализован ряд проектов, и существуют планы по возведению складских комплексов до 2012 в объемах свыше 200 тыс. квадратных метров складов класса А и B. Пермский рынок логистики по сравнению со столичными городами и Европой только начинает формироваться. По оценкам компании «Евразия Логистик», городу с населением 1 млн жителей требуется 100 тыс. квадратных метров складских площадей класса А и 540 тыс. квадратных метров складских площадей класса B. «По нашим оценкам, мы отстаем по этим показателям не только от общеевропейского тренда, но и от регионов-конкурентов – на данный момент у нас есть 3 тыс. квадратных метров складских помещений класса А (склад «Линия 7») и 23 600 – класса B (ЗАО «Пермрыба» и «ПСК-Логистика»)», – отмечает Юрий Уткин. Однако сейчас для развития логистики в Пермском крае есть все предпосылки. Прежде всего, это выгодное географическое положение на границе Европы и Азии, на пересечении трансконтинентальных железнодорожных, автомобильных и воздушных линий, есть водный путь в Северную и Южную Европу. Помимо этого, развита транспортная инфраструктура, обеспечивающая перевозки различными видами транспорта и наличие крупных грузовых потоков. Но у Пермского края есть серьезный конкурент. "Безусловно, Екатеринбург является нашим прямым конкурентом, поскольку активно привлекает инвесторов в сферу логистики. Пермский край желает стать транзитным регионом, и в этом ему может помешать Свердловская область, которая привлекает логистических операторов. Но мы предлагаем инвесторам такие площадки, на которых развитие логистики будет максимально эффективным. В этих целях мы резервируем у муниципалитетов земли, находящиеся на пересечении транспортных потоков, именно для создания мультимодальных комплексов", - Юрий Уткин. Основными тормозящими факторами являются состояние и уровень инфраструктуры города и транспортной системы региона. «Две стороны медали – в черте города, на его окраинах достаточно развита инфраструктура, но отсутствуют земельные участки, пригодные для размещения логистических центров за чертой города; есть участки из состава сельскохозяйственных земель, расположенные достаточно удачно с точки зрения требований логистики, но в этом случае затруднено, а порой и невозможно изменение статуса земель и отсутствует инфраструктура. Что касается транспортной системы, то, если посмотреть на количество и качество наших транспортных развязок и основных магистралей даже глазами автолюбителя, возникает множество вопросов, на которые сегодня ответов нет, тем более если говорить об организации движения большегрузного транспорта», – оценивает ситуацию Наталья Калашникова, директор по развитию логистической сети ГК «ЭР-Сити». На данный момент потенциальными точками создания объектов логистики могут стать Березники (северное направление, которое станет более активно развиваться в ходе реализации проекта «Белкомур»), Чайковский (южное направление, Удмуртия), Пермский район (направление на Екатеринбург), Краснокамск (Москва). Администрациями указанных районов подобраны потенциальные инвестиционные площадки под реализацию проектов, ведется работа с инвесторами. В краткосрочной перспективе – это 3–4 года – подразумевается кардинальное изменение рынка, а именно вывод или ликвидация старых складов, находящихся в городской черте, и ввод в эксплуатацию новых распределительных центров и логистических комплексов. Однако реализация проекта может столкнуться с рядом практических осложнений. Генеральный директор «ПСК-Логистика» Константин Степнов обращает внимание на актуальный вопрос наличия земельных участков: «Мы давно заявили о своей готовности активно принимать участие в формировании пермского рынка логистики. На данный момент самым главным вопросом остается выбор места для организации объекта класса А. Мы готовы предложить новый объект, но выбор подходящей для застройки земли по-прежнему затруднителен. Но в этой сфере деятельности место, пожалуй, играет решающую роль». Пока ниша качественных складских помещений на пермском рынке остается свободной. Но в этом направлении уже есть позитивные изменения. Сейчас сразу несколько компаний предоставляют крупные складские комплексы: «Пермрыба» (GIGANT), «ПСК-Логистика», который сдает в аренду складские помещения площадью около 10 тыс. квадратных метров. Компания «Линия 7» реализовала проект строительства склада площадью 3 тыс. квадратных метров. |