08.07.2008 Турагентства не в состоянии обеспечить безопасный отдых россиян за рубежом Отдых для россиян, выезжающих за границу, по-прежнему небезопасен. Действующее законодательство не предусматривает никаких защитных механизмов для туристов. Такой неутешительный вывод сделали участники прошедшей 8 июля в ИА «Росбалт» пресс-конференции на тему «Новые туристические скандалы: как обеспечить комфортный и безопасный отдых российским туристам?». Информационным поводом для пресс-конференции послужил скандал, связанный с отдыхом в Турции тысячи россиян, которые приобрели туры у компании «Де-Тур». Из-за банкротства головной компании Vasko россиян либо не заселяли в отели, либо не выпускали из гостиниц по окончании тура, при этом туристов не кормили и не предоставили обратные авиабилеты. Исполнился год с момента вступления в силу закона «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ», устанавливающий финансовое обеспечение ответственности туроператоров перед туристами. Как показала практика, предусматриваемые в качестве финансового обеспечения банковская гарантия или страхование ответственности туроператора в случае с банкротством компании «Де-Тур» не только не помогли россиянам выбраться из затруднительной ситуации, но и не обеспечат в перспективе компенсацию за испорченный отдых. Как сообщил генеральный директор Центра защиты и помощи гражданам России за рубежом и поддержки соотечественников Дмитрий Давыденко, общее число пострадавших из-за банкротства «Де-Тур» российских туристов составит порядка 6 тыс., так как к тысячи уже пострадавших прибавится еще 5 тысяч из числа тех, кто приобрел путевки с предоплатой для отдыха в июль, августе и сентябре. По его словам, принятый закон о фингарантиях не обеспечивает возмещение ущерба туристам, максимум на что они могут рассчитывать - это компенсация страховой компании в $25-30 на каждого пострадавшего, вычисляемая от размера общего страхового покрытия в 10 млн рублей, поделенного на каждого пострадавшего. Но даже такую незначительную компенсацию будет не просто получить, так как процедура достаточно сложна: страховая компания поставит условие требует обязательного предоставления судебного решения о взыскании средств с компании «Де-Тур», на котором будет отметка пристава, что исполнение решения невозможно. Д. Давыденко считает, что необходимы поправки в действующее законодательство. В частности, закон о финансовых гарантиях необходимо трансформировать таким образом, чтобы помощь в виде компенсации оказывалась пострадавшим туристам на месте. В этом случае они смогут внести оплату за самолет и вернуться домой или оплатить проживание в отеле минимум на 2-3 дня. Д. Давыденко также предлагает внести на рассмотрение новый закон «О гарантиях прав российских граждан, выезжающих за рубеж». Он считает, что в противном случае невозможно обеспечить реальную защиту российских туристов за рубежом. Сопредседатель Клуба защиты прав туриста Роман Бобылев полностью согласился с точкой зрения Д. Давыденко. По его словам, на сегодняшний день туристы оказываются в незащищенном положении: в экстремальной ситуации, подобной той, что сложилась с компанией «Де-Тур», они могут только оплатить обратный билет и проживание в гостинице еще раз из своего кармана, чтобы не испортить запланированный отдых. При этом ни Ростуризм, ни зарубежные консульства не способны уладить конфликт, так как не имеют финансовых механизмов для решения проблемы. Для того чтобы избежать подобных прецедентов, необходимо силами туроператоров создать специальный фонд, гарантирующий экстренные выплаты пострадавшим на обеспечение, как минимум, чартерного рейса в Россию. «Туристы должны быть защищены за рубежом», - считает Р. Бобылев. Он более оптимистично смотрит на возможность получения компенсации туристами за сорванный отдых. Уже по приезде в Россию они могут требовать компенсации через суд не от компании «Де-Тур», а от агентств, у которых приобрели тур. Р. Бобылев не скрывает, что банкротство крупного туроператора основной ущерб нанесло не только потребителям, но и малым и средним российским туркомпаниям, так как уже сегодня, заботясь о репутации, они пытаются компенсировать «неудобства» туристам, предоставляя им альтернативные туры. Фактически небольшие агентства стали заложником проблем своего партнера – крупного туроператора. Особенно это актуально для небольших региональных фирм, так как у их покупателей есть только возможность обращаться за компенсацией по месту приобретения тура. Как пояснил Р. Бобылев специально для ИА «Альянс Медиа», у потребителя есть все законные права требовать возмещения ущерба за необеспеченные услуги и компенсацию дополнительных расходов по оплате проживания, питания и трансфера. При этом должен быть компенсирован как материальный, так и моральный ущерб. Но, как показывает судебная практика, компенсация морального вреда не превышает 5-10 тыс. рублей. Тем не менее, по мнению сопредседателя Клуба защиты прав туриста, ущерб малого бизнеса еще предстоит просчитать и оценить. |