03.07.2008  Москвы: производители детских товаров просят поддержки города

   С одобрением отнеслась к предложению московских производителей детских товаров включить отрасль в городские программы поддержки промышленных предприятий Объединенная коллегия по промышленной политике Москвы, собравшаяся 2 июля в здании правительства Москвы на Новом Арбате.
   Основной докладчик по проблемам промышленного производства товаров для детей в Москве, президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина отметила национальное значение производства детских товаров "как питательной среды для формирования полноценного гражданина РФ – и физически, и умственно, и нравственно".
   «Наша отрасль за годы реформ существенно отстала от мировых производителей, но сдаваться не собирается», - отметила А.Цицулина.
   По ее словам, более 80% оборудования отрасли имеет срок службы более 20 лет, ослаблены позиции на внутреннем рынке, где 90% - импорта.
   «Объем рынка детских товаров в России составляет $10 млрд, а потенциальная емкость его в два раза больше. Ежегодно рынок растет на 25%, причем по игрушкам – на 30%, по детской одежде – на 50%. Все предприятия отрасли инновационные по определению, поскольку все время пересматривают модельные ряды, способы производства в соответствии с требованиями времени, улучшают технологии, но мы до сих пор не присутствуем ни в одной городской программе поддержки», - отметила А.Цицулина.
   В качестве неотложных мер она предложила составить паспорт «детской» промышленности города с подробным перечнем предприятий и их производственных данных, провести их финансовое оздоровление, составить комплексную программу поддержки отрасли, технически перевооружить ее.
   «Мы мечтаем о кластерном технопарке с технико-внедренческой зоной на основе государственно-частного партнерства. Отрасль нуждается в мониторинге со стороны властей, патронате патентной деятельности, поддержке выставочной деятельности. 20 московских предприятий устроили фурор на немецкой выставке в прошлом году, но никакой, даже информационной, поддержки не было. Хватит говорить о том, какая продукция плохая, надо говорить о том, какая продукция эталонная, и обращать на нее внимание потребителей и департаментов образования и здравоохранения», - подчеркнула А.Цицулина.
   Особенное внимание обратила она на проблему подготовки кадров для отрасли, возможность зарубежных стажировок для отечественных специалистов.
   «Наша отрасль в основном состоит из малых предприятий, и это тоже должно подталкивать власть пересмотреть свое отношение к нам. Мы разработали проект экспозиции «Москва детская» и концепцию единой общероссийской детской выставочной площадки и надеемся на помощь столичной власти в осуществлении этого проекта», - добавила А.Цицулина.
   Продвигать детские товары отечественных производителей можно хотя бы методами социальной рекламы: денег на маркетинг и рекламу в столичных СМИ у отрасли нет.
   «Мы бы также хотели включения нас в программу обеспечения малого бизнеса нежилыми помещениями: нам нужно всего 30 тысяч метров площадей под производственные мощности», - попросила А.Цицулина.
   Кроме того, для снижения издержек и, соответственно, минимизации цен отрасли необходимы оптово-логистические центры, заключила она.
   Начальник Управления программ развития предприятий по выпуску товаров потребительского назначения Департамента науки и промышленной политики города Москвы Раиса Мельникова добавила, что отрасль детских товаров в Москве имеет в составе чуть более ста предприятий, среди которых лишь малая часть – крупные и средние. Производство детского питания почти полностью является епархией малого бизнеса. Темпы роста этого рынка высоки. В структуре затрат москвичей на детские товары 45% занимает одежда, 12% - обувь, 18% - игрушки. Если говорить о доле Москвы в общероссийском производстве детских товаров, она невелика и составляет 9%.
   Проблемой является и недопуск московских производителей в московские же сети распространения.
   «Предприятия вынуждены искать посреднические структуры, и в результате и так высокая цена на игрушки и другие товары увеличивается до предельно возможной», - добавила Р.Мельникова.
   До 30% покупок детских товаров в столице осуществляется на рынках, где качество товаров, а главное их безопасность, оставляют желать лучшего.
   «Сравните наших производителей с их устаревшим оборудованием, недостатком производственных площадей с западными конкурентами, которые действуют в рамках настоящих научно-производственных комплексов, и вы поймете, что сектор нуждается в незамедлительной поддержке: ниши современного глобализированного рынка заполняются чрезвычайно быстро, практически мгновенно», - заключила Р.Мельникова.
   Первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Александр Карпов отметил актуальность поднятой темы и предложил членам коллегии принять предложенный план.
   Он остановился на проблеме ресурсов, которые стали так дороги, что производить что-либо в Москве уже нерентабельно.
   «Детскую одежду производить невыгодно, значит, следует уравнять для производителей детской одежды ставку по НДС до льготной - 10%», - предложил А.Карпов. Он также обратил внимание на немыслимую дороговизну торговых площадок в Москве (от 35 тысяч рублей за квадратный метр).
   «Далее проблемой является дизайн - это вопрос продвижения товаров, маркетинга. Сначала следует заимствовать дизайнерские технологии из-за рубежа, а потом внедрять наши инновационные, не побоюсь этого слова, разработки. Наших дизайнеров еще мало, что объясняется пробелами образования в годы реформ, но поколение новых специалистов уже подросло. Следует обеспечить талантливую дизайнерскую молодежь городскими грантами», - заявил А.Карпов.
   Наконец, стоимость ресурсов для производителей детских товаров – земли, нежилых помещений, подключения к электросетям – должна быть компенсирована городскими властями.
   «Время дешевых ресурсов закончилось, это уже всем понятно, и в этой связи хотелось бы обратить особое внимание на развитие лизинга оборудования, на компенсационные программы. Рынок большой – 246 тысяч детей, и он должен быть поддержан. На наиболее важные виды продукции должно быть обращено самое пристальное внимание структур горзаказа», - заключил А.Карпов.
   Участники коллегии в принципе одобрили предложения выступавших и вынесли тему на дальнейшее обсуждение в городских структурах с целью разработки представленной концепции развития отрасли.