27.06.2008  Краснодарский край: казаков зовут в бизнес

   
   Кубанское казачество — одно из самых крупных в России. "ДГ. Юг" собрала мнения представителей культуры, бизнеса и самого казачества о том, как можно развивать это явление на Кубани.
   Приятно посмотреть на казачьи парады или смену караула у памятника Екатерине в Краснодаре. Но не хочется, чтобы казачество ограничивалось театрализованным представлением. Однако подлинное возрождение казачества — задача не из простых.
   По мнению Валерия Пчелина, краснодарского скульптора, казаков нужно больше привлекать в туризм. В Аргентине гаучо (этническая группа, воинственные пастухи) зарабатывают деньги тем, что устраивают родео, делают и продают сувениры, открывают рестораны с этническим уклоном. То есть они включены в социально–экономическую жизнь страны, а наши казаки больше заняты выбиванием неких политических привилегий.
   Казацкий колорит тоже можно положить в основу этнодеревень (этностаниц), где станут принимать туристов. Хороших сувениров в Краснодаре нет, один китч. Казаки могли бы решить эту проблему.
   Казачий туризм вовсе не означает, что казак при полном параде будет стоять с подносом или лотком в руках. Это слишком грубо. Присутствие казачества как субэтноса должно ощущаться в крае всюду и сразу. Необходимо сделать казачью тему и дух казачества повсеместными.
   Казаки - это имидж региона. Можно создавать казачьи мастерские, цеха, открывать магазинчики по продаже кубанских казачьих сувениров, в том числе в Москве и Санкт–Петербурге.
   Константин Перенижко, заместитель атамана Кубанского казачьего войска по вопросам культуры, образования, спорта, патриотического воспитания и взаимодействия со СМИ, заявил о том, что казачество не должно быть коммерческим брендом. Будучи бизнесменами, фермерами, руководителями предприятий, казаки и так приносят доход себе и краю. Кстати, есть среди них и хозяева ресторанов. Например, в Ейском районе, где уже не первый год у самого моря стоит казачий курень. Тут вас и наваристым борщом накормят, и казачью песню споют. Есть среди казаков и хозяева сувенирных лавок. По мысли К. Перенижко, казак не должен быть куклой, украшением, подобный подход опошляет само высокое назначение казака – сына своей страны, «слуги государева».
   По мнению К. Перенижко, смешивать патриотизм и бизнес нельзя. "По-моему, это равнозначно тому, что продавать Родину. Среди казаков, как я уже не раз говорил, есть предприниматели. Имеются свои финансовые интересы и у Кубанского казачьего войска – мы являемся соучредителями нескольких предприятий и организаций. Но воинскую доблесть мы менять ни на что не собираемся. Без этого мы просто перестанем быть войском. Да и вообще, казак исконно воин, хранитель границ, охранник общественного порядка. Именно эти направления деятельности мы и стараемся культивировать среди современных казаков", - отметил он.