27.06.2008  Европа пока не заинтересована в развитии российской легкой промышленности

   В четверг, 26 июня, в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция, посвященная началу деятельности Российско-европейского текстильного альянса (РЕТА) в России и открытию московского координационного офиса РЕТА. Альянс, объединяющий около трех тысяч предприятий, был создан 1 апреля 2008 г. текстильными ассоциациями Австрии, Франции, Германии и Швейцарии для изучения российского рынка с целью оказания помощи иностранным компаниям, которые планируют работать в России.
   Судя по выступлениям глав ассоциаций четырех европейских стран, главная цель европейского легпрома – увеличение объема и расширение рынков сбыта в России. При этом вопрос сотрудничества, направленного на развитие российской промышленности, пока остается открытым.
   Как заверил действующий президент Ассоциации австрийской текстильной промышленности доктор Петер Пфнайзль, сегодня австрийская текстильная промышленность прошла процесс реструктуризации и находится на новой, инновационной стадии развития. Он сообщил, что треть предприятий отрасли заняты производством одежды, еще треть – производят домашний текстиль, последний, наиболее перспективный сектор, которому уделяется особое внимание, – технический текстиль. В этом секторе, по словам П. Пфнайзля, наиболее востребованы ноу-хау в области новых материалов: для производства медицинского текстиля, защитной одежды и продукции, используемой в автомобилестроении. Впрочем, заострять внимание на перспективах сотрудничества с российскими учеными и предпринимателями в этой сфере он не стал. Зато абсолютно откровенно заявил следующее: «Россия по праву считается одним из наиболее интересных рынков в мире. Повышение уровня жизни в стране сказывается на развитии бизнеса, а растущий интерес к предметам роскоши, в том числе к качественным текстильным изделиям, делает Россию наиболее интересной страной с точки зрения сбыта».
   Вновь избранный президент Ассоциации австрийской текстильной промышленности Райнхард Бакхаузен (начнет руководить организацией с 1 июля этого года) полностью разделяет мнение своего предшественника. «Россия - важнейший партнер для нашей ассоциации, и мы ожидаем прироста оборота на этом рынке на 20%. Для наших текстильных предприятий это не только шанс для развития, но и возможность привнести новое в дизайн интерьеров ведущих российских отелей и увеличить в целом продажи на российских рынках за счет партнерства с российским бизнесом», - заявил он.
   Президент Союза французской текстильной промышленности Люсьен Дево напомнил, что Франция традиционно считается законодателем моды. По его словам, РФ рассматривается французскими производителями текстильной продукции как перспективный рынок: для них Россия не только грандиозная держава с большой территорией, обладающая богатым интеллектуальным потенциалом, но, прежде всего, страна, население которой стремится к моде и умеет ценить новизну. Он напомнил, что объем экспорта французского текстиля в Россию составляет 340 млрд евро.
   Президент Конфедерации немецкой текстильной и модной индустрии Петер Швартце в свою очередь подчеркнул, что для немецких текстильщиков российский рынок достаточно новый, но перспективность сотрудничества в сфере развития бизнеса в России очевидна.
   Лишь президент Швейцарской текстильной федерации Макс Р. Хунгербюлер поднял тему сотрудничества в направлении, отличном от сбыта продукции. Он напомнил, что Россия и Швейцария активно сотрудничают в вопросах развития малого и среднего бизнеса. Однако он также не стал отрицать, что активнее всего продвигается взаимодействие с Россией в области поставок из Швейцарии текстильной продукции, относящейся к высокому ценовому сегменту.
   Руководитель московского координационного офиса РЕТА Игорь Саломахин напомнил, что основная задача Российско-европейского текстильного альянса - ознакомить европейских коллег со структурой российского бизнеса и возможностями ведения бизнеса в России.
   Вопрос ИА «Альянс Медиа», как относятся европейские производители к тому, что российский рынок в среднем ценовом сегменте уже освоен производителями более дешевой текстильной продукции из стран Восточной Азии, не вызвал опасения участников пресс-конференции.
   Р. Бакхаузен считает, что в производстве одежды должно произойти разделение рынков – «просто одежда для тепла и одежда для тех, кто хочет восхищать». По его мнению, Европа будет ориентироваться на вторую группу продукции, в то время как азиатские производители - на потребительские рынки стран с невысоким уровнем доходов населения. По аналогии произойдет разделение рынков технических и дизайнерских тканей. «В Европе будут производиться более инновационные и дизайнерские ткани, но важно, чтобы новейшие методики изготовления и дизайн были защищены патентом», - пояснил он.
   П. Швартце, говоря о проблеме контрафакта, отметил, что у европейских производителей нет консолидированной позиции по этому вопросу. Некоторые компании сознательно заказывают более дешевую подделку своей продукции в Китае и других странах Восточной Азии. Ежегодно текстильная промышленность Европы теряет порядка 1 млн рабочих мест из-за подделки брендов в таких странах, как Китай и Турция.
   По его словам, цены Китая и Европы разнятся из-за стоимости рабочей силы. Однако европейская продукция стоит дорого еще и потому, что в ней присутствуют дорогостоящие инновации. Он возлагает большие надежды на понимание российскими партнерами объективных причин высокой стоимости европейской продукции.
   Л. Дево, отвечая на тот же вопрос, не выказал никаких опасений. Он уверен, что есть и будет текстиль азиатского европейского происхождения, при этом с понятием "высокая мода" ассоциируется только европейский текстиль. «Подделки – это бич промышленности, но текстильная промышленность научилась ему противостоять. Главное, что воплощение идеи в успешных европейских компаниях идет быстрее, чем процесс копирования, а качество европейских товаров говорит само за себя», - оптимистично заключил Л. Дево.
   Еще один вопрос ИА «Альянс Медиа», намерены ли производители развивать в России производство, был воспринят выступавшими без энтузиазма. Впрочем, представитель Швейцарии отметил, что швейцарские предприятия, выпускающие одежду, заинтересованы в сбыте продукции на российском рынке. Но если говорить о промышленности в целом, то пока наибольшая заинтересованность в сотрудничестве с российскими производителями сырья. «Мы пытаемся найти точки соприкосновения с российскими производителями одежды и таким образом способствовать созданию дополнительных рабочих мест в России», - пояснил М. Хунгербюлер. Он также сообщил, что бизнесмены проявляют интерес в сотрудничестве с российскими производителями в сфере производства технических тканей.
   Другие участники пресс-конференции ответили, что пока идет процесс анализа российских предложений. В частности, австрийская ассоциация рассматривает предложение губернатора Ивановской области по реализации в регионе проекта в области технического текстиля. «Если удастся достичь договоренностей, то этот проект станет важным шагом на пути создания совместных производств в России», - заключил П. Пфнайзль.