25.06.2008 Ставропольский край: за кулисами мебельного рынка Большинство мебельных предприятий представляют собой масштабные производства полного цикла, которые выполняют множество технологических операций и предназначены для поточного производства больших партий изделий — мебели для широкого потребления. Долгое время в мебельной промышленности господствовал диктат производителя. Это негативно отражалось на качестве и ассортименте продукции и влекло за собой неразвитость системы сбыта продукции. Все изменилось, когда на рынке возник спрос на изготовление мебели по индивидуальному заказу. Взаимоотношения между производителями и потребителями упрочились еще и тем, что первые получили возможность заниматься производством и реализацией заведомо востребованной продукцией, а вторые — заказывать мебель согласно пожеланиям и уровню дохода. О том, как развивается мебельный бизнес в региональном сегменте рынка, рассказала индивидуальный предприниматель из Невинномысска Наталья Зуб, которая еще с 1995 года вместе с мужем начала заниматься розничной торговлей корпусной мебели польских производителей, пользовавшейся в то время большим потребительским спросом. Идея организовать семейный бизнес по собственному производству корпусной мебели возникла в 2000 году. Сегодня в распоряжении мебельщиков-предпринимателей производственная база площадью свыше 200 квадратных метров и 3 мебельных магазина в Невинномысске. В.: Занятие собственным производством было продиктовано необходимостью развиваться или этому способствовали какие-то иные причины? О.: Может, мы и до сих пор бы занимались только куплей-продажей, но работа еще в конце 1990-х годов начала осложняться новыми таможенными пошлинами и правилами налогообложения, и заниматься исключительно одной торговлей становилось невыгодно. Благодаря тому, что к этому времени нам удалось сформировать финансовые ресурсы, на которые арендовали небольшое помещение около 80 квадратных метров, оснастили его оборудованием [приобрели распиловочный и сверловочный станки], пригласили мастеров деревообрабатывающих специальностей и потихоньку — один комплект в день — стали изготавливать корпусную мебель по индивидуальному заказу. В.: Какие факторы влияют на формирование ценовой политики вашего предприятия? О.: Анализ потребительского спроса показывает, что жители нашего города и Кочубеевского района отдают предпочтение изделиям из недорого сырья. Поэтому в своем производстве мебельной продукции мы ориентируемся именно на такой параметр, как соответствие цены и средней покупательской способности жителей региона. В качестве сырья мы преимущественно используем ЛДСП, пластиковые столешницы, фурнитуру отечественного производства, которые в основном поставляют нам оптовые базы Ставрополя и по стоимости удовлетворяют запросы наших заказчиков. Конечно, сегодня появилось много новинок, среди которых есть дорогостоящие сырьевые материалы. Например, натуральные деревянные фасады или ратанг в шкафах на порядок повышают стоимость готовой продукции, и по этой причине изделия из такого сырья менее востребованы нашими покупателями. Однако мы первые в городе, кто начал изготавливать кухни и стенки с крашеными фасадами. Мы можем варьировать в цене и регулировать себестоимость своей продукции благодаря выбору оптимальных предложений на рынке сырья. В.: Вносите ли вы в свое производство инновационные решения? О.: Мы принимаем участие во всех специализированных выставках. На последней Всероссийской выставке мебельной промышленности “Краснодар-Экспо” мы почерпнули для себя много нового и интересного в плане усовершенствования технологии производства и сегодня стараемся вносить эти нововведения в свое производство, чтобы соответствовать уровню современных технологических стандартов. В.: Какие приемы конкурентной борьбы среди производителей мебельной продукции вы приветствуете и, напротив, осуждаете? О.: Считаю, что основными способами конкурентной борьбы являются качество товара, здоровая ценовая конкуренция, реклама и система построения сети сбыта. Сейчас мебельный рынок строго сегментирован: производители всех уровней четко определились, кто в каком направлении работает, поэтому острых конкурентных баталий не происходит. В таких условиях стараешься внести что-то новое в технологический процесс, дизайн мебели, в условия работы с потребителем, например с учетом уровня доходности конкретного заказчика у нас предусмотрена рассрочка платежа. Но не скрою, есть производители, которые принимают заказ и по ряду причин в срок его не выполняют. У потребителя складывается неблагоприятное впечатление обо всех производителях, и он уходит за готовой продукцией, привезенной, допустим, из Волгодонска или Москвы. Именно этот фактор способен оказать медвежью услугу в формировании клиентской базы. В.: Каковы особенности мебельного рынка с точки зрения управленческой работы? О.: Мебельный рынок подчиняется тем же законам менеджмента, что и в любом другом секторе экономики. И искать какие-то новые подходы в управлении — это равносильно, что заново изобретать колесо. Считаю, что эффективнее применять уже отработанные технологии управления и адаптировать их к местным условиям. В.: Предусмотрена ли краткосрочная стратегия развития вашего бизнеса? О.: Хочу отметить, что в условиях быстро меняющейся конъюнктуры современного рынка говорить о ближайших планах, а тем более прогнозировать развитие нашей российской экономики очень трудно, даже невозможно. Можно утверждать, что физический спрос на мебель будет постоянно расти, но соотношение физического и платежеспособного спросов все равно будет колебаться в зависимости от состояния экономики и уровня жизни населения конкретного региона. Мебельный рынок имеет свои специфические особенности, которые вносят свои коррективы в планы производителей мебели. Например, это сезонные колебания спроса на мебель — зимой и в период дождей спрос на продукцию значительно снижается. Поэтому спрогнозировать уровень потребительского спроса на мебель в данные периоды сложно. Да и развитие самой мебельной промышленности, текущие актуальные проблемы [к примеру, насыщенность нашего рынка предложениями иностранных производителей] не позволяют принимать планы стратегического развития на длительный срок. Идти в ногу со временем и не терять лица перед покупателями — только о такой перспективе развития можно говорить. |