10.06.2008  Санкт-Петербург: мини-отель - новая жизнь доходного дома

   По числу мини-отелей Санкт-Петербург значительно опережает даже столицу и по праву может считаться лидером в стране. По данным участников рынка, всего таких мини-гостиниц в городе более 500, учитывая хостелы, мини-отели бизнес-класса и апарт-отели. Точное же число определить сложно, поскольку рынок этот далек от прозрачности.
   Однако даже такого количества гостиничных мест, которое есть сегодня, Петербургу явно недостаточно. Особенно это становится заметно в пик туристического сезона. Сезон белых ночей объединил целый ряд грандиозных событий: экономический форум, празднества в честь Дня независимости и Алые паруса — свободных мест в гостиницах Северной столицы попросту не найти.
   Оценивая перспективность этой сферы бизнеса и полезность ее с точки зрения развития туризма, власти заговорили о поддержке «малых» отельеров и регулировании этого рынка. В апреле на заседании правительства вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев предложил разработать специальную программу взаимовыгодного сотрудничества для предприятий малого бизнеса и мини-отелей Петербурга, которая будет называться «Большой отель в районе».
   Речь идет о сотрудничестве мини-гостиниц с прачечными и химчистками, очевидно, что оно очень выгодно обеим сторонам.
   Губернатор не только поддержала предложение, заметив, что мини-отели — хорошая сфера для малого бизнеса, но и поручила в течение двух месяцев разработать необходимые нормативно-правовые акты на уровне города. Это тем более актуально в свете не определенного до конца правового статуса мини-отелей.
   Формального права называться гостиницей у большинства таких мини-отелей попросту нет, поскольку они оформлены на физических лиц, и юридически их деятельность ограничивается сдачей квартир в аренду на условиях договора с постояльцами. При такой форме работы содержателям отелей проще отчитываться перед налоговой. Однако квартира, сдаваемая в наем, и остается квартирой, потому и не может позиционироваться как отель и уж конечно претендовать на звезды.
   Соблюдение же всех требований контролирующих служб, санитарных и пожарных норм, требует не только внушительных вложений, но и недюжинного упорства. Потому внушительная часть малых гостиниц не зарегистрирована вовсе, стало быть, ведет бизнес незаконно. Вот и получается, что общее количество отелей в Петербурге подсчитать невозможно.
   Профессионалы рынка предлагают свой выход из этой ситуации — послабления требований к содержателям малых отелей (упрощение перевода из жилого в нежилой фонд, согласования перепланировок и т. д.). По большому счету стоило бы выделить все законы, регулирующие гостиничную отрасль, и адаптировать их с учетом особенностей работы малых отелей. Хотя это задача федерального уровня.
   Что же такое петербургский мини-отель? Маленькая гостиница от 5—6 и до 30 номеров, которая чаще всего находится в центральных районах города. Цены в них гораздо ниже, чем в крупных гостиницах.
   Только малый отель способен создать для своих клиентов такую домашнюю атмосферу — чистота и радушие, индивидуальный подход к каждому постояльцу.
   Владельцы маленьких отелей обычно стараются изобрести какую-нибудь «изюминку». Скажем, стилизовать интерьер под определенную эпоху: под Петербург XIX века или Италию XV века.
   Конечно, в малых отелях не бывает фитнес-залов и бассейнов, однако сервис в них порой ничуть не хуже, чем в крупных гостиницах. Завтрак во многих отелях входит в стоимость номера, обедать же и ужинать постояльцы могут в соседних ресторанах и барах. А если у отеля с рестораном есть договоренность, то постояльцы еще и получают скидки. Регистратор мини-отеля может заказать клиенту экскурсионные туры, вызвать такси, забронировать столик в ночном клубе. Словом, вместе с домашним уютом постоялец получает еще и ряд услуг за довольно приемлемую цену.
   Содержать сегодня такой мини-отель не менее прибыльно, чем в былые времена доходный дом. Это подтверждает и активный интерес предпринимателей к этой сфере бизнеса, крупные инвесторы вкладывают деньги в создание целых сетей отелей. К 2010 году, как прогнозирует Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга, число мини-отелей Северной столицы возрастет до 850. При грамотной рекламной компании простой им не грозит — поток туристов в культурную столицу с каждым годом только растет.
   Однако на первоначальном этапе этот бизнес требует внушительных вложений, проведения целого ряда согласительных процедур, которые могут растянуться на год. При этом конкуренция растет с каждым годом. Окупиться вложения смогут только через несколько лет.
   Как правило, при открытии мини-отеля используют уже хорошо отработанную схему расселения коммунальных квартир. Оптимальный вариант, как отмечают специалисты, выкуп целого подъезда в доме, расположенном в центре. Это позволит обустроить его именно так, как задумает предприниматель, при этом не требуется согласовывать с соседями каждый шаг. Сюда отлично вписывается схема расселения коммунальных квартир по городской целевой программе. Последняя, кстати, предполагает участие инвестора, он выступает оптовым покупателем всех комнат. Способствовать благополучному решению вопроса будут субсидии из городского бюджета, на которые могут претендовать жители Петербурга.
   Правда, за последние годы активного развития гостиничного бизнеса в Северной столице лучшие коммунальные квартиры с точки зрения создания отеля уже расселены. Но, если постараться, как замечают профессионалы рынка недвижимости, можно и сегодня найти ряд отличных вариантов. При этом выигрывают сразу несколько сторон. Предприниматель получает бизнес. Жители «коммуналки» — свои собственные квартиры. А город, получая мини-отели всех классов, постепенно приближается к европейскому уровню.