06.06.2008 Представители молочной индустрии против принятого техрегламента Участники российского рынка молочной продукции категорически против поправок, внесенных депутатами Госдумы в технический регламент по молочным продуктам. О том, как повернуть ситуацию в свою сторону, они рассуждали в ходе совещания по вопросам технического регулирования, проведенном комиссией Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества совместно с Союзом участников потребительского рынка. Как сообщила руководитель информационно-аналитического центра Российского союза предприятий молочной отрасли Татьяна Крикун, работа над регламентом велась с 2002 г. – в ней принимали участие органы государственной власти, предпринимательское сообщество, общественные организации. Рассмотрение документа в I чтении прошло с Госдуме прошлым летом, после чего обсуждение было надолго отложено. И вот 21 мая текущего года состоялось II чтение, за три дня до которого группой парламентариев в регламент были внесены несколько поправок, которые, по словам докладчицы, «коренным образом изменили его влияние на рынок молочной продукции». Причем возможности обсудить данные изменения просто не было из-за отсутствия времени. 23 мая прошло III чтение, где документ в измененном виде был принят. Суть поправок такова: молоком может называться лишь продукт, добытый из-под коровы, в чистом виде. Термин «восстановленное молоко» депутаты требуют заменить на «молочный напиток»; «молоко обогащенное» - на «молочный напиток обогащенный». Однако в этом случае производители оказываются в тупике: как объяснила Т.Крикун, на любом заводе проводится отделение жира из свежего продукта и обогащение молока белком, так как содержание протеина должно быть не менее 2,8%, а в парном молоке его всего 2,6%. Этот процесс называется нормализацией, отсюда термин «нормализованное молоко». «Нормализация – это обязательный процесс, она проводится во всем мире, а поправки, предложенные в Думе, фактически ставят вне закона всю молочную отрасль. Получается, мы не имеем права вести нормализацию, если хотим продавать свою продукцию под названием «молоко». Абсолютно не просчитаны экономические и социальные последствия этого шага», - отметила она. С такой постановкой вопроса были согласны и остальные участники заседания – те производители, которые пострадают вследствие принятия поправок. Они указали на множество острых моментов и проблем, которые возникнут, как только регламент возымеет полную силу. Так, к примеру, на Севере и Дальнем Востоке России молоко – только восстановленное, там практически нет своих коров, и продукт завозят из других федеральных округов. «Получается, что жители этих регионов вообще не смогут пить молоко, на полках их магазинов окажутся исключительно «молочные напитки», - отмечают предприниматели. Кроме того, в течение полугода после принятия регламента должны быть разработаны необходимые подзаконные акты, а по их мнению, с таким содержанием документа сделать это окажется просто нереально. По мнению парламентариев, при помощи поправок в регламент должны повыситься цены на сырое молоко, что приведет к прибыли для животноводческой отрасли, а также должна сократиться доля импорта сырого молока из-за границы. «Это не выдерживает никакой критики. На самом деле снизятся спрос, производство, объем закупок сырого молока», - возражают участники молочного рынка. При этом методов инструментального контроля молока, по данным Российского союза предприятий молочной отрасли, просто нет. В итоге представители надзорных органов пойдут прямиком на предприятия с проверками начальной стадии производства. Еще один «подводный камень» - если добросовестные производители будут использовать привычную рецептуру и фактически потребитель продолжит покупать ту же продукцию, только под другим названием, то множество маленьких, неизвестных компаний, где не столь трепетно подходят к стандартам качества, попросту начнут производить под названием «молочный напиток» неизвестно что. Наряду с этим резко поднимутся цены на молочную продукцию, особенно дорого обойдется покупателю пакет с надписью «молоко». Так произошло однажды с производителями колбас: когда в составе продуктов потребовали указывать содержание сои, появились колбасы и сосиски без сои, но по баснословным ценам. По прогнозам предпринимателей, рост цен на молочные продукты после принятия нового регламента может составить 15-25% в год – это сильнейший удар по малообеспеченным слоям населения. Со всем изложенным согласен член Общественной палаты Петр Шелищ, проводивший совещание. «Эти поправки в регламент просто деформируют молочный рынок, бьют по всем его участникам – и производителю, и потребителю. Это волюнтаризм. Сделана полная ерунда. Однако есть здесь и наша вина, ведь мы сами когда-то хотели, чтобы технические регламенты принимались парламентским путем. Вот он, этот путь, в действии», - заявил он. П.Шелищ привел в пример США, где техрегламенты готовятся национальным органом по стандартизации, после чего направляются в Конгресс и находятся там 2 месяца; если по истечении этого срока никто не предложит никаких поправок, документ считается принятым автоматически. Участники молочного рынка предложили развернуть крупную PR-акцию в СМИ для того, чтобы «громко заявить об абсурдности действий некоторых депутатов, а также назвать тех, кто делает такие вещи». Кроме того, предприниматели намерены обратиться в правовое управление при Администрации Президента РФ с просьбой пересмотреть регламент. |