04.06.2008  Основные тренды на рынке мороженого

   В рамках открытия сезона мороженого аналитики ГК "Талосто" выделили основные тенденции рынка мороженого: высокая консолидация рынка, доминанта отечественных производителей, усиление розничных сетей как канала сбыта, тенденция к выпуску мороженого в инновационных форме и упаковке.
   1. Высокая консолидация рынка с доминантой отечественных производителей.
   По итогам исследования 2007г. по 16 крупнейшим городам 10 ведущих производителей мороженого занимают более 70% рынка. Процесс консолидации рынка продолжается, однако по-прежнему доминируют на рынке отечественные производители. 9 производителей из 10 лидирующих компаний - российские компании. С 2008г. на рынок вошел новый зарубежный участник рынка - компания Unilever, которая купила отечественного производителя ГК "Инмарко". Подобная тенденция показывает доверие потребителя к продукции отечественных производителей, славящейся своим высоким качеством и разнообразием вкусов.
   2. Изменения портрета среднего статистического российского потребителя мороженого и его предпочтений (по данным компании КОМКОН TGI-Russia за 2007г.). Среди потребителей мороженого 60,2% женщин и 39,8% мужчин. Наибольшее число потребителей мороженого (41%) живут в семьях со средним достатком. По сравнению с 2006г. выросла доля состоятельных семей, в которых есть потребители мороженого. За 2007г. выросла популярность мороженого во фруктовой (цветной) глазури и мороженого без глазури. Немного сократились доли потребителей мороженого в шоколадной и белой глазури.
   Среди мороженого индивидуальной расфасовки потребители предпочитают вафельный стаканчик (для 51% потребителей при выборе не более двух вариантов ответа). В 2007г. по сравнению с 2006г. возросла популярность лакомки, брикета и шариков мороженого (из кафе), снизилась доля предпочитающих эскимо, рожок и батончик.
   Наиболее популярной расфасовкой мороженого семейного потребления является брикет (16.8% потребителей в 2007г.), но стоит отметить, что за год его популярность сократилась на 4.8 п.п. Более популярным в 2007г. по сравнению с предыдущим годом стали торт-мороженое и рулет.
   Определяющим фактором при покупке мороженого (при условии выбора не более четырех вариантов ответа) является любимый вкус (69.6%). Далее следуют приемлемая цена (40.1%) и натуральность (33.1%).
   Если сравнивать предпочтения среднего статистического потребителя мороженого в России с показателями в Санкт-Петербурге (по данным компании КОМКОН TGI-Russia за 2007г.), можно отметить следующие особенности:
   По видам мороженого: потребители мороженого в Санкт-Петербурге предпочитают мороженое, покрытое шоколадной глазурью - показатели выше на 8,3 п.п., чем в целом по России (47%);
   По вкусам мороженого: потребители категории в Санкт-Петербурге любят мороженое со вкусом крем-брюле - 58,9% (против 35,9% в целом по России) и смородиновое - 23% (по сравнению с 5,5% по всей стране);
   По добавкам: потребители мороженого в Санкт-Петербурге предпочитают мороженое с шоколадной крошкой (35,7%); орехами - (25,5%) и изюмом (10,7%) и ромом и прочими алкогольными добавками (5,4%);
   По индивидуальной расфасовке: в Санкт-Петербурге выше доля потребителей, предпочитающих рожки (26,3% против 21,3% в целом по России), трубочки "лакомка" (17,3% против 10,4% в России), брикетов без вафель (17,3% против 10,2%), батончиков (10,3% против 6,5%), развесное мороженое (7,1% против 3,8%) и шарики в вазочке (4,4% против 2,8%).
   3. Усиление позиций канала сбыта - розничная сеть и развитие сегмента домашнего мороженого. По итогам 2007г. доля покупателей мороженого, которые предпочитают супермаркеты и гипермаркеты в качестве основных мест покупок мороженого, составила 29,7% (I место в предпочтениях покупателей по местам покупки мороженого), что на 6,9 п.п. 2 выше показателей 2006г. При этом существенно снизилась доля потребителей, предпочитающих покупать мороженое в продовольственных магазинах, гастрономах - на 5,1п.п. 2 (по сравнению с показателями 2006г.) и составила 25,8%. Также снижение доли наблюдается по предпочтению киосков и ларьков как основных мест покупок: 25,6% потребителей - по итогам 2007г.; 33,1% - по итогам 2006г. По прогнозам ГК "Талосто" такие изменения будут в дальнейшем способствовать развитию направления домашнего мороженого.
   Санкт-Петербург - один из крупных городов, где данная тенденция уже проявляется. В мае-декабре 2007г. доля продаж домашнего мороженого в Санкт-Петербурге по сравнению с тем же периодом 2006г. уже возросла на 4,23 п.п. и составила 49,4%, практически сравнявшись с долей импульсного мороженого (50,6% соответственно). Состояние данного рынка можно считать показательным, так как Санкт-Петербург находится в числе лидеров среди городов России по доле потребителей мороженого - 63,9%.
   По мнению экспертов ГК "Талосто", тенденция роста доли домашнего мороженого обусловлена несколькими причинами.
   Во-первых, сегодня в РФ наблюдаются изменения общего стиля потребления, поход по магазинам становится новым способом времяпрепровождения всей семьи. Во многом этому способствует активное развитие формата сетевой розничной торговли и одновременно снижение числа точек неорганизованной торговли в крупных городах РФ. Потребители все чаще всей семьей ездят за покупками в торговые сети. Средний потребитель мороженого - замужняя женщина, возраста 37-38 лет, со средним/высшим образованием, квалифицированный специалист/руководитель отдела - закупает продукты для дома также чаще в супермаркетах или гипермаркетах 1-2 раза в неделю. Примерно 5 раз в месяц в число семейных покупок входит мороженое.
   В силу возможностей ритейлера по выделению "полочного пространства" домашнее мороженое в торговых сетях представлено в более широком ассортименте, и выбор покупателя все чаще падает на мороженое в брикетах, ваннах, рулетах. Это объясняется также фасовкой домашнего мороженого, которая удобна для транспортировки и достаточна по весу для всей семьи. Кроме того, из домашнего мороженого в форме брикетов, ведер, ванн, хозяйка может приготовить оригинальный десерт или порадовать семью близким к кондитерским изделиям тортом или рулетом. Подобное развитие направления домашнего мороженого повторяет тенденцию Европы, где порядка 65% продаж составляет домашнее мороженое.
   4. Тенденция к выпуску мороженого в необычной форме и в инновационной, удобной упаковке. Сегодня на нашем рынке получает все большее распространение упаковка family pack, впервые использованная ГК "Талосто" в упаковке палочек мороженого "Мини-Бикини" в 2004г., которые по итогам 2007г. входят в ТОП-10 основных марок мороженого по дистрибуции с показателем 20,6%.
   Одно из последних "ноу-хау" в упаковке продукции - выкладка мороженого в show-box, также распространенных в Европе. ГК "Талосто" одна из первых компаний, которая начала применение подобной упаковки в работе с конфетами-мороженым "Флерти" и "Мини-Бикини 2 палочки".
   О формах мороженого необходимо сказать отдельно. За последние несколько лет на рынке появились такие формы мороженого, как палочки мороженого - "Мини-Бикини" и конфеты-мороженое - "Флерти". Данные виды мороженого позиционируются как лакомства к чаю, способные заменить кондитерские сладости.
   "Понятно, что при внедрении подобных инновационных видов мороженого стоит сложная задача - познакомить российского потребителя с необычной, незнакомой формой продукта. Решение мы нашли в новой фасовке", - комментирует Алексей Абросимов, генеральный директор ГК "Талосто". Об этом сообщает пресс-служба компании "INFOLine".