04.06.2008 Производители одежды недовольны россиянами Россия занимает третье место среди развивающихся стран по привлекательности для инвестиций в розничную торговлю. Об этом свидетельствует рейтинг, опубликованный на этой неделе международной консалтинговой компанией A.T. Kearney. Но демографическая проблема уже ударила по потенциалу нашей страны в одном из секторов торговли – одежном сегменте. В 2003–2004 годах РФ была на первом месте по привлекательности для развития розничной торговли. Однако потом нас оттеснила на второе место Индия, принявшая законы об открытии ритейла для иностранных инвесторов, а теперь подвинул и Вьетнам, принявший аналогичные законы. Постепенное сползание России вниз не противоречит потребительскому буму, а, скорее, следует из него. Торговля в нашей стране интенсивно развивается, появляются современные форматы (гипермаркеты, дискаунтеры), западный бизнес проникает в столицы, а крупные отечественные сети захватывают регионы. Поэтому у инвестора все меньше возможностей «развернуться». Неприятный сюрприз для России преподнес рейтинг развития розничной торговли в секторе одежды, составленный впервые. Там мы оказались на 9-м месте. Впрочем, это не стоит рассматривать как признак того, что отечественный сегмент одежды не будет развиваться. Наоборот, в стране наблюдается потребительский бум, и продажи одежды прирастают на 10–15% в год. Однако на фоне других стран мы выглядим неперспективно для глобальных игроков. «При оценке перспектив учитываются не только доходы населения, но количество жителей. А в России население уменьшается. Кроме того, оно стареет», – пояснили эксперты. Лидер одежного рейтинга – Бразилия. Это не только одна из самых больших и одновременно быстро развивающихся экономик в целом. В ней 60% населения моложе 29 лет, и молодые бразильцы готовы тратить деньги на модную одежду. Социологические опросы показывают: в России наблюдаются те же тенденции. По данным фонда «Общественное мнение», 64% россиян в возрасте 18–35 лет считают, что одеваются модно, а 22% – немодно. Среди молодежи 61% хотел бы одеваться еще моднее. Однако среди населения старше 35 лет доля модников столь мала, что в целом по населению считают себя одевающимися современно лишь 39% россиян, а несовременно – 44%. |