04.06.2008 В РФ нужно ужесточить ответственность за подделку лекарств По данным Всемирной организации здравоохранения, около 10% всей реализуемой на фармрынке продукции является поддельной. В России, по различным оценкам, этот показатель составляет 3-12%. Производство и реализация контрафактных и фальсифицированных лекарственных препаратов прежде всего опасно тем, что наносит серьезный вред здоровью людей. Кроме того, этой деятельностью наносится ущерб, как экономический, так и репутационный, добросовестным предпринимателям. Об этом заявила председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко, открывая во вторник, 3 июня, работу круглого стола «Роль государства в защите российского рынка от фальсифицированных лекарств», который состоялся в Совете Федерации. Она подчеркнула, что в сфере производства и реализации лекарств в РФ «необходимо навести порядок, обеспечить невозможность проникновения фальсифицированных препаратов на территорию России». Данная проблема не свойственна исключительно нашей стране, но является общемировой. Как отметил заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья Александр Чухраев, бизнес на рынке лекарственных препаратов стал высоко доходным, следовательно, и появление фальсифицированной продукции в этом секторе неизбежно. Однако, подчеркнул он, фальсификация лекарств – это не обычная подделка, «это угроза безопасности здоровья людей, это медицинский терроризм». Именно поэтому, уверен зампред Думского комитета, и система ответственности в этой сфере должна быть особенно жесткой: ее необходимо законодательно повысить на всех этапах распространения лекарств – от производства до реализации. Кроме того, считает А.Чухраев, следует ввести в законодательство требование по повышению прозрачности каналов продвижения и сбыта лекарственных средств и товаров медицинского назначения. Также, по его словам, необходимо усилить и технологическую защиту медикаментов, в том числе путем специальной маркировки, хотя реализацией только этой меры решить проблему невозможно. Как сообщил заместитель начальника отдела департамента фармацевтической деятельности, региональной и информационной политики по вопросам здравоохранения и социального развития Минздравсоцразвития РФ Андрей Гайдеров, министерство поддерживает предложения по внесению изменений в Гражданский и Уголовный кодексы по ужесточению наказания за производство и оборот фальсифицированных лекарственных средств. В настоящее время продолжается разработка законопроекта по внесению изменений в закон о лекарственных средствах, в том числе предусматривающих реализацию комплексных мер по предотвращению производства и оборота фальсифицированных и контрафактных лекарств. Что касается предложений по особой маркировке лекарственных препаратов, то А.Гайдеров полагает, что наиболее действенным механизмом по предотвращению распространения фальсифицированных медикаментов должна стать «не маркировка, а неотвратимость наказания». Действительно, как сообщила начальник управления государственного контроля обращения медицинской продукции и средств реабилитации инвалидов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) Валентина Косенко, на сегодняшний день максимальный штраф за реализацию фальсифицированных лекарственных средств составляет всего 50 тыс. рублей. Она согласна с необходимостью ужесточения ответственности за производство и оборот фальсифицированных препаратов. Так, по словам представителя Росздравнадзора, следует внести изменения в законодательство и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере оборота медикаментов. Сегодня нет прямой нормы закона, предусматривающей ответственность за производство и обращение фальсифицированных лекарств, отсутствует дифференциация ответственности в зависимости от тяжести преступления, не оговорена ответственность за неоднократные нарушения в данной сфере, ответственность за применение фальсифицированных лекарственных средств в медицинских учреждениях. Более того, сам механизм привлечения к ответственности за оборот фальсифицированных лекарств не отрегулирован. «Несовершенство существующей нормативно-правовой базы, определяющей неадекватную степень наказания за производство и реализацию фальсифицированных лекарственных средств, не позволяет существенно повлиять на ситуацию», - подчеркнула В.Косенко. Она считает необходимым внесение соответствующих изменений в КоАП, УК и другие законодательные акты. Кроме того, для повышения безопасности фармацевтической продукции нужны современные контрольно-аналитические комплексы, тогда как сегодня лишь 5% действующих лабораторий могут осуществлять все виды исследований лекарственных препаратов. Тем не менее нельзя утверждать, что работа по пресечению оборота фальсифицированных и контрафактных медикаментов не ведется. Как рассказал начальник отдела департамента экономической безопасности МВД России Валентин Малютин, в 2007 году была проведена операция «Контрафакт», в ходе которой проверено более 5 тыс. фармацевтических предприятий. По результатам проверок было составлено 1250 актов о привлечении к административной ответственности, возбуждено 52 уголовных дела, хотя «для России это, возможно, мало», заметил В.Малютин. Кроме того, в прошлом году было закрыто 5 производств фальсифицированных лекарственных средств – в Великом Новгороде, Московской области и Санкт-Петербурге. По словам начальника отдела фармацевтической промышленности и биотехнологического комплекса Минпромторговли Ольги Миролюбовой, за 2007 год из обращения было изъято 146 серий лекарственных средств по 58 наименованиям. По ее словам, в прошлом году увеличилось количество подделок иностранных препаратов – на 7% по сравнению с 2006 годом. Всего на подделки иностранных лекарственных средств приходится 94% от общего объема фальсификата, российских – 6%. В то же время О.Миролюбова отметила, что в 2006 году подделывался всего 1% отечественных препаратов. Поддерживая усиление ответственности за оборот и производство фальсифицированных лекарственных средств, она подчеркнула: «Главное, чтобы добросовестные производители не отвечали за недобросовестных в результате ужесточения мер контроля». Оценивая перспективы введения специальной маркировки для фармпрепаратов, О.Миролюбова заметила, что в любом случае это приведет к удорожанию лекарственных средств. Кроме того, это потребует внесения «бесконечных» изменений в нормативную документацию и обновления технологических регламентов. «Для нашей промышленности это довольно сложно», - считает представитель Минпромторговли. Участники круглого стола сошлись во мнении, что производители лекарственных препаратов со своей стороны должны предпринимать усилия по борьбе с подделкой своих брендов, особенно это касается всемирно известных лекарственных средств. Однако этого не происходит: бизнес неохотно сотрудничает с правоохранительными органами, так как боится, что официальное признание наличия на рынке подделок его продукции приведет для него к репутационным и экономическим потерям. Не стремятся предприятия и защищать свою собственность. Так, по словам начальника главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы Александра Уфрутова, в Реестре объектов интеллектуальной собственности за последние 4 года было зарегистрировано лишь 11 новых товарных знаков фармкомпаний. За этот же период зарегистрировано только 5 обращений правообладателей по пресечению производства и оборота контрафактных лекарственных средств. «Вероятно, у фармацевтических компаний отсутствует интерес к этому вопросу», - заметил А.Уфрутов, добавив, что активность бизнеса при решении этой проблемы необходима. |