03.06.2008  Пермь: МБ занимает 40% рынка аптечного бизнеса

   Рынок аптечного бизнеса Перми сегодня во многом перенасыщен, крупные игроки расширяются за счет слияния с мелкими предпринимателями и выхода в другие регионы. При этом эксперты отмечают, что в территориях Пермского края ситуация пока иная и может измениться лишь через 3–5 лет.
   В настоящее время, по словам участников рынка, в Пермском крае работают порядка 700 аптек, из них только 380 – в Перми. Присутствие аптечных сетей в Перми и в территориях края составляет соответственно 55–60% и 40–45%. Годовой оборот рынка аптек Перми равен примерно 330–350 млн рублей.
   Несколько иного мнения придерживается директор розничной сети «Таймер» Инна Минеева: «Пермский рынок аптек достаточно насыщенный. Но перенасыщенным его назвать нельзя. Думаю, этой стадии он достигнет ближе к концу года. При этом рынок Перми растет, как растут и рынки других городов России».
   Совершенная другая ситуация складывается в территориях Пермского края, где еще осталась возможность открытия новых аптек, несмотря на то, что практически все крупные города региона охвачены как сетями, так и розничными точками частных предпринимателей. Причем частники играют довольно существенную роль, в том числе и в Перми, где занимают сразу 40% рынка, тем самым намного ужесточая конкуренцию.
   Например, по данным некоторых экспертов, в Чусовом работают чуть более 20 аптек, и 10 из них содержит один частный предприниматель. Такая ситуация – преобладание частников над сетями в крупных городах – характерна для территорий края в целом. Елена Рудометова объясняет это преимуществом местных игроков, у которых в большей своей массе есть в собственности помещения, и сетям сложнее находить места под открытие новых аптечных пунктов.
   По словам эксперта, за последние полгода «Пермфармация» открыла в крае в три раза больше аптек, чем в Перми. «Поскольку возможности расширения у сетей в Перми практически не осталось, сегодня они активно работают над освоением рынков территорий Пермского края, а также рассматривают варианты выхода за пределы региона, – говорит г-жа Рудометова. – Например, подобная позиция характерна для компании «Опека» (аптеки «Опека», «Планета здоровья», «Лекарства Прикамья»), которая настроена расширять свое присутствие в крае и уже сегодня имеет аптеки в Москве и Кировской области».
   Другая тенденция, которая характерна для пермского аптечного бизнеса, – расширение сетей за счет взятия под управление аптек у более мелких предпринимателей. Эксперты отмечают, что все крупные сети сегодня рассматривают варианты приобретения готового бизнеса и выходят со своими предложениями к частникам, владеющим 1–2 аптеками. По словам Инны Минеевой, подобная тенденция объединения аптек сохранится и в будущем. «Следует ожидать вертикальной и горизонтальной интеграции. Более крупные сети продолжат поглощать мелкие, как это происходит во всех крупных городах России, а также в других странах». Подобное мнение высказывает и директор ЗАО «Сага» Самсон Петросян: «Все мелкие аптеки исчезнут, и останутся только крупные проверенные сети, которые уже завоевали доверие клиента».
   При этом отмечается, что в последнее время аптеки в Перми и в крае чаще открываются, чем закрываются, – участники рынка до последнего борются за места, и закрытия являются единичными случаями. Инна Минеева подчеркивает, что это говорит о достаточно высокой привлекательности аптечного бизнеса сегодня.
   Как поясняют отдельные участники рынка, в первый месяц после открытия новая аптека должна приносить не менее 50% прироста товарооборота, в ином случае в течение 6 месяцев будет вестись жесткий мониторинг ее работы. В среднем срок окупаемости аптечного бизнеса рассчитывается до 5 лет.
   Как отмечают участники рынка, доходность аптек зависит от месторасположения и сезонности. Так, самые большие показатели достигаются осенью, когда заканчивается дачный период, люди начинают болеть и готовятся к зиме. Наименее удачны летние месяцы, когда доходность может достигать всего 2%. Постепенный рост прибыли обычно начинается только в конце августа.
   По мнению Самсона Петросяна, процесс закрытия и открытия аптек в Перми сегодня более сбалансирован, чем о том говорят другие специалисты, – аптеки, по словам эксперта, в равной степени появляются и уходят с рынка.
   Пермский рынок аптечного бизнеса можно в целом поделить на крупные розничные сети, оптовых поставщиков и частных предпринимателей.
   Так, основными игроками пермского рынка аптечного бизнеса выступают аптечные сети «Пермфармация», компания «Опека», «36,6». Среди новичков, завоевывающих сегодня прочные позиции и место в числе лидеров рынка, эксперты называют аптеки «Таймер», «Мир лекарств» и «Лекса», которые ранее занимались только оптовыми продажами и сегодня осваивают розничную торговлю. По данным «Таймера», «Опека» занимает 30% рынка, «Пермфармация» – 10%, «36,6» – 9%, «Таймер» – 10%, «Лекса» – 5,5%, «Мир лекарств» – 4%.
   Помимо сети «36,6», которая, по мнению одного из экспертов, имеет в Перми около 60 аптек, в краевом центре представлены такие федеральные сети, как «О3» (аптечная сеть «Ригла», г. Москва), владеющая 5 аптеками, и сеть «Фармакор» (г. Санкт-Петербург), распоряжающаяся 7 аптеками. Кроме того, на пермский рынок сегодня выходят аптеки «Радуга» и «Мелодия здоровья».
   Также свои точки сбыта, по словам Инны Минеевой, стремятся открывать и оптовые поставщики, например ИП Коцаренко, владеющий одиннадцатью розничными точками.
   Эксперты отмечают, что местные аптечные компании имеют в Перми большие доли, чем иногородние игроки, и занимают в целом 70% рынка города. В территориях Пермского края эта цифра доходит до 85–90%, причем в основном преимущество там создают частные предприниматели.
   Как отмечает Елена Рудометова, приход в Пермь новых крупных игроков пока не ожидается: частники открываются и стараются продать свой бизнес крупным сетям. Развиваются высокая конкуренция, жесткая борьба за клиента, качество обслуживания, конкуренция на уровне ценообразования. Игроки рынка придумывают различные маркетинговые ходы в виде специальных акций (например, в период отпусков привлекательные цены на определенную группу товаров), скидок, дисконтных карт.
   По словам г-жи Рудометовой, средством конкурентной борьбы выступает также человеческий фактор – уровень профессионализма провизора, поэтому важно, насколько хорошо он владеет знаниями. Доходность аптеки повышается также за счет дополнительных товаров, когда провизор предлагает приобрести, например, к противопростудному препарату витамины для укрепления иммунитета.
   Предложение на рынке аптек Перми, по словам Самсона Петросяна, значительно превышает спрос, и этот факт, как отмечает Инна Минеева, в свою очередь позволяет удовлетворять все запросы клиентов. По данным экспертов, недостаток предложения возникает только в отдельных случаях, когда препарат находится на перерегистрации либо не поступила госоплата за льготные лекарства, однако подобные проблемы сегодня достаточно маловероятны.
   Как отмечает Елена Рудометова, рынок аптек Перми по ориентированию на потенциального покупателя можно разделить на следующие категории: социальные аптеки (предоставляют социальные льготы, например, представлены сетями «Пермфармация» и «Опека»), аптеки эконом-класса (расположены в спальных районах, на периферии и в центре, где много конкурентов в округе, например, есть у «Опеки», однако не все аптеки выделяют эконом-класс в отдельную линию), аптеки «массового класса», в которых работают практически все участники рынка, и аптеки vip-уровня, нацеленные на более платежеспособных клиентов (например, аптеки «Берегиня» в гипермаркете «Семья», ТЦ «Столица», в новых домах микрорайона Разгуляй и на Комсомольском проспекте в офисной зоне).
   В ценовой политике, замечают эксперты, проще варьировать частникам, которые в большинстве своем работают с поставщиком по предоплате и имеют больше возможностей сбивать цену. Крупные сети действуют по отсроченным платежам, и в таком случае оптовики, подстраховываясь, делают определенную накрутку. В среднем наценка в рознице составляет 25–30% в зависимости от препарата.
   Достаточно широко в пермских аптеках представлена линия сопутствующей продукции. По словам Инны Минеевой, она занимает до 25% от всей товарной линейки. Елена Рудометова поясняет, что потенциал у этого направления довольно большой, так как оно способствует повышению товарооборота. «Люди уже привыкли к тому, что помимо медикаментов в аптеке сегодня можно купить предметы гигиены, косметические средства, детское питание, – комментирует эксперт. – В любом случае правила, что можно отпускать в аптеках, а что нет, устанавливает государство. Запрещена, например, продажа продуктов питания, бытовой химии».
   В целом эксперты отмечают тенденцию к росту пермского аптечного рынка на фоне общероссийского. Благодаря фармакадемии и фармучилищу в Перми выпускаются высококлассные специалисты, причем 50% тех, кто приезжает учиться из других регионов, остаются.
   Рынок в дальнейшем будет только расти – на 10% в год – за счет открытия новых аптек в территориях Пермского края. Причем рынок в крае насытится лишь через 3–5 лет, после чего участники рынка возьмутся активно осваивать другие регионы. В любом случае все зависит от развития экономики в Пермском крае и от роста доходов населения.