02.06.2008  Удмуртия: рентабельность рынка климатической техники снижается

   
   По оценкам экспертов, в Удмуртии на данный момент работает свыше 150 фирм (в Ижевске – около 80 компаний), занимающихся установкой кондиционеров и вентиляции. С наступлением летнего сезона, когда продажи кондиционеров увеличиваются в 1,5–2 раза, количество таких компаний значительно возрастает. Они, как правило, различаются по объему предоставленных услуг и направленности на клиентов, поэтому соотношение юридических и физических лиц среди клиентов отдельных фирм разнится. Эксперты прогнозируют дальнейший рост числа компаний и объемов продаж. Вместе с тем, отмечают специалисты, насыщенность рынка может привести к постепенному снижению рентабельности бизнеса.
   По словам менеджера отдела продаж компании «Климат–контроль» Виктора Симонова, в настоящее время пытаться охватить все сегменты рынка не представляется возможным. «Рынок в республике насыщен большим количеством компаний, очень высокий уровень конкуренции заставляет фирмы выбирать какие–то конкретные направления в бизнесе, – поясняет г–н Симонов. – Кто–то работает с крупными заказчиками, строительными организациями, кто–то специализируется на проектировании и установке вентиляции на небольших предприятиях, другие предлагают исключительно бытовые кондиционеры для квартир». По словам эксперта, чтобы охватить весь спектр услуг, требуется слишком много вложений, административных ресурсов и специалистов. Для вновь образующихся компаний это нереально. Кроме того, добавила начальник торгового отдела фирмы «Антарис» Татьяна Панова, большинство существующих компаний специализируется на работе с конкретными брендами, либо является их официальными дилерами в Удмуртии. «Это отчасти снижает уровень конкурентной борьбы, однако новичкам зайти на рынок и раскрутиться сейчас достаточно сложно – слишком много крупных компаний», – отмечает г–жа Панова.
   Лидерами рынка в настоящее время в Удмуртии являются компании, работающие уже достаточно давно, это «Девятый трест», «Ижпромвентиляция», «Климат–контроль», «Седьмое небо», «Свобода климата». На первую компанию, по оценкам специалистов, приходится до 30% рынка климатехники республики. Остальные занимают по 5–10%, еще меньшие доли приходятся на прочих, мелких игроков.
   По словам Дмитрия Овчинникова, заместителя генерального директора по производству и коммерции «Ижпромвентиляции», обилие компаний далеко не всегда означает высокий уровень обслуживания в целом. «Большинство компаний предлагает стандартные способы решения задач вентиляции и кондиционирования помещений. Тем не менее на выбор той или иной системы влияет достаточно много факторов, – от сложности проекта здания до требований к функционированию оборудования, которые рядовыми фирмами, работающими на рынке, зачастую не учитываются. Это отрицательно влияет на конечный результат», – отмечает эксперт. Задачу фирмы, разрабатывающей проект вентиляции, г–н Овчинников видит, прежде всего, в поиске различных путей достижения целей, поставленных заказчиком. Часто именно из–за недобросовестного исполнения их пожеланий портится имидж услуги в целом.
   Однако несмотря на это, темпы роста рынка климатехники в республике ежегодно составляют 20–40%. Столь солидные показатели эксперты объясняют увеличением объемов строительства в Удмуртии. «Вводится много крупных объектов – торговых центров, супермаркетов, автосервисов, где еще при проектировании разрабатывается система вентиляции, – говорит директор компании «Ред–вент» Олег Лушников. – Даже при проектировании небольших объектов заранее заключается договор на установку климатехники».
   Кроме того, за последние 3–4 года заметно выросло количество заказов на установку кондиционеров от физических лиц. По словам директора фирмы «Дока–климат» Андрея Климова, покупательская способность населения республики заметно повысилась: «Если раньше кондиционер в квартире считался роскошью, то сейчас их приобретает все большее число владельцев квартир». Между тем, Владислав Гафуров, директор компании «Наст», отмечает, что пока жители республики по финансовым соображениям приобретают климатехнику эконом–класса: «Это по большей части достаточно простое в использовании оборудование и вполне надежное, однако оно выполняет лишь элементарные требования по охлаждению или нагреванию воздуха. Более дорогие, включающие достаточно широкий спектр функций, кондиционеры пока для большинства не доступны по цене». Кроме того, эксперт полагает, что до сих пор многие жители не понимают необходимость установки кондиционера из–за того, что плохо осведомлены о его функциях и стоимости. Однако г–н Гафуров ожидает изменения данной ситуации в ближайшие один–два года: «Уже сейчас заметны положительные тенденции и в повышении материального благосостояния, и в грамотности граждан при выборе кондиционеров».
   Средняя стоимость кондиционеров в Удмуртии – около 15 тысяч рублей. Причем, как отмечают эксперты, за последний год цены снизились на 10% и, скорее всего, продолжат падать. «Одна из причин этого – снижение курса доллара, так как большинство кондиционеров производится в долларовой зоне, – поясняет г–н Гафуров. – Кроме того, к этому приводит жесткая конкуренция на рынке и демпинг цен со стороны крупных федеральных сетевых компаний, торгующих бытовой техникой. В то же время несколько повысились закупочные цены на сами кондиционеры и комплектующие для монтажа». Согласен с этим прогнозом и Андрей Климов. Он добавил, что к демпингу фирмы прибегают достаточно часто, в особенности в самом начале своей работы на рынке. По словам Владислава Гафурова, магазины бытовой техники крупных федеральных и местных сетей забирают отдельную категорию потребителей климатехники. «Зачастую сами покупатели не понимают, что кондиционер – это все же специфическое оборудование, а не телевизор, который можно просто привезти домой и включить в сеть, – говорит эксперт. – После приобретения кондиционера в магазине бытовой техники им приходится искать организацию, которая займется его установкой и всеми монтажными работами. При этом нередко возникают споры между магазином, продавшим кондиционер, и монтажной организацией по поводу гарантийного и постгарантийного обслуживания». Такого можно избежать, если у магазина уже есть договор со специалистами–монтажниками. «У нашей компании заключен договор с одной из крупных сетей по продаже бытовой техники. Она реализует кондиционеры, а мы берем на себя их установку, а также гарантийное обслуживание», – пояснил Виктор Симонов. По словам экспертов, сети, торгующие кондиционерами наряду с бытовой техникой занимают определенную нишу на рынке и за счет более низких цен оказывают на него значительное влияние.
   Говоря о дальнейшем развитии рынка климатической техники, эксперты выдвигают разные прогнозы по поводу возможности его дальнейшего расширения. Рентабельность этого бизнеса в настоящее время довольно высока – от 30 до 60%, хотя, по словам Андрея Климова, она постепенно снижается и продолжит идти на спад из–за появления большого количества новых игроков на рынке. «Хотя они не смогут занять существенную долю на рынке, так как он уже поделен между давно существующими крупными компаниями», – считает эксперт. Виктор Симонов прогнозирует дальнейший рост рынка. «Очень сомневаюсь, что в ближайшие пять лет возможно снижение темпов роста. С каждым годом мы можем наблюдать увеличение темпов строительства в нашей республике, это в свою очередь обеспечит заказами фирмы, занимающиеся проектированием и установкой вентиляционных систем и кондиционеров». В любом случае, эксперты убеждены, что новые фирмы еще будут появляться, однако серьезную конкуренцию существующим лидерам они составить не смогут.