22.05.2008  Контрафакт сдает позиции в рознице, но не в интернет-торговле

   Число подделок под популярные бренды в России постепенно снижается, об этом сообщил проректор Государственного университета Высшая школа экономики (ГУ–ВШЭ) Вадим Радаев на прошедшей 22 мая в ИТАР-ТАСС пресс-конференции, посвященной презентации исследования «Изменение масштабов и форм борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке потребительских товаров».
   Исследование было проведено ГУ–ВШЭ по заказу крупнейшей ассоциации производителей товаров и услуг «РусБренд», объединяющей 57 ведущих отечественных и международных компаний. Аналогичное исследование проводилось 5 лет назад, и новые данные показали, как изменилась ситуация с контрафактом на российском рынке за этот период.
   Ссылаясь на результаты исследования, В. Радаев сообщил, что присутствие контрафактной продукции сильно варьируется в разных товарных категориях. На сегодняшний день можно выделить четыре сферы распространения контрафакта: господствующее распространение – 70-80% (CD, DVD, программное обеспечение), сферу массового распространения – 30-40% (одежда и обувь, алкогольная продукция), сферу широкого распространения – 10-15% (парфюмерия, медикаменты и лекарственные средства), сферу ограниченного распространения контрафакта – на уровне 1-2% (чай, кофе, бритвенные лезвия).
   Как пояснил В. Радаев, за последние 5 лет наблюдается снижение доли контрафактной продукции в отдельных товарных группах. Так, например, подделки спортивной одежды и обуви перешли из сферы господствующего распространения в сферу массового распространения, лекарственные средства – из сферы массового в сферу широкого распространения, а чай и кофе – из сферы широкого в сферу ограниченного распространения.
   Как показали результаты исследования, улучшение ситуации в вопросах борьбы с контрафактной продукцией связано с совершенствованием и ужесточением законодательства в области защиты интеллектуальной собственности, активизацией деятельности органов МВД, эффективной работой ФТС.
   Тем не менее специалисты ГУ-ВШЭ делают неутешительный вывод: производители и распространители контрафактной продукции не намерены сдавать своих позиций и предпринимают активные шаги для сохранения своего незаконного бизнеса. Среди новых тенденций на рынке контрафакта отмечается повышение качества упаковки поддельных товаров и их внешнего вида, перенос производства за пределы России, более широкое использование сети Интернет для продажи подделок, а также стремление распространителей контрафакта усилить юридическую защиту своего бизнеса.
   «Исследование показало, что при целенаправленных усилиях со стороны контролирующих органов с контрафактом можно и нужно бороться», - отмечает эксперт ГУ-ВШЭ. В то же время он напомнил, что сохраняется ряд проблем в законодательстве. В частности, на практике трудно реализуема норма о конфискации оборудования у нарушителя, законодательно не определен регламент уничтожения контрафактной продукции. При этом данные исследования на основе опросов производителей продукции показывают, что введение в целях борьбы с подделками дополнительных административных и финансовых барьеров, таких как системы обязательной маркировки продукции, неэффективно, так как приводит к удорожанию лицензированной продукции. В таких условиях более дешевый поддельный товар получит привилегию на рынке с точки зрения потребительского спроса.
   Среди мер, направленных на обуздание контрафакта, В. Радаев назвал: создание системы мониторинга контрафакта при условии разделения функций госорганов, ответственных за мониторинг и за защиту прав правообладателей, а также обеспечение законодательного регулирования интернет-торговли.