19.05.2008  Полуфабрикаты запретят делать из замороженного мяса

   В России запретят использование замороженного мяса при производстве колбасной продукции и полуфабрикатов. От этого страдают дети, беременные и кормящие женщины, считают в Роспотребнадзоре, поэтому необходимо перейти на более полезное охлажденное сырье. Новые нормы и правила, которые разрешают использовать при приготовлении пищевых продуктов из «мяса птицы и убойных животных» только охлажденное мясо, уже готовятся к введению, сообщил в пятницу глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.
   Это уже не первая мера, направленная на борьбу с замороженным мясом. Предложение Геннадия Онищенко аналогично другой инициативе – техническому регламенту Росптицесоюза, отраслевой ассоциации, объединяющей птицеводов. Документ, опубликованный 30 апреля, содержит требования по безопасности к мясу птицы, продуктам его переработки, их производству и обороту. Он также предусматривает запрет на использование «сырья в замороженном и глубокозамороженном состоянии».
   «Хочется верить, что все эти инициативы ставят целью защиту российского производителя, чтобы дешевый замороженный импорт не заменял отечественную продукцию», – говорит генеральный директор ОАО «Куриное царство» Ирина Рухадзе.
   Но запрет больно ударит и по российским производителям. «В связи с переходом на охлажденное мясо главная проблема будет связана с техническим перевооружением тех производителей, которые до этого ориентировались на замороженное мясо, – говорит председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян. – Некоторые сложности возникнут и у поставщиков сырья, к примеру, мяса птицы, свинины. Им придется транспортировать незамороженное сырье при температуре –20, а охлажденное при +5...– 8». Впрочем, подобная транспортировка обходится дешевле, замечает он. Да и сама заморозка мяса – более дорогой процесс, чем охлаждение.
   Тем не менее переход на охлажденное мясо потребует существенных инвестиций в модернизацию производства, изменит саму модель бизнеса не только на первичном рынке, но и в торговых сетях, добавляет аналитик по ритейлу ИК «Финам» Сергей Фильченков. «При этом чешские и польские производители и поставщики замороженного мяса (Milos Krecek KK, EWPOL, HERSAN и пр.), скорее всего, смогут быстро перестроиться, – предполагает начальник отдела конверсионных операций Русского банка развития Игорь Шибанов. – А что будет с нашими производителями – вопрос».
   Как объяснила Рухадзе, в «Курином царстве», например, применяется шоковая заморозка, которая позволяет сохранить все питательные свойства продукта, мясо сохраняет цвет и остается мягким после размораживания. Это технология достигается на специальном оборудовании, соответствующем лучшим мировым стандартам, настаивают в компании.
   К тому же доставка охлажденного сырья в ряд российских регионов будет просто невозможна, приводят другой аргумент производители.
   Это может привести к тому, что «розничная сеть продолжит покупать замороженное мясо, но станет размораживать его на месте, дабы придать ему вид «охлаждённого» и продавать его по завышенным ценам», говорит Шибанов.
   «А если всё будет по закону, то всем придётся перестраиваться, – и производителям, и транспортникам, и оптовикам, и рознице», – констатирует он. Это может вызвать рост цен на мясо вообще на 20–30%, полагает эксперт.