15.05.2008 ФАС проверила цены на бензин на Дальнем Востоке и в Сибири В ходе проверки топливного рынка Дальнего Востока и Сибири возбуждено 5 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Об этом сообщила пресс-служба Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). ФАС продолжает проверки соблюдения антимонопольного законодательства на рынке нефтепродуктов Дальнего Востока и Сибири. Кроме того, на всей территории страны ведется еженедельный мониторинг цен. Так, по данным мониторинга ФАС России в январе-апреле 2008 г. в отдельных регионах Дальневосточного и Сибирского федеральных округов наблюдается существенный рост цен на нефтепродукты, превышающий средние темпы роста цен на нефтепродукты по РФ. В частности, с начала 2008 года на Дальнем Востоке выросли розничные цены: на бензин марки А-76 увеличение стоимости составило от 16,2% (Приморский край) до 19,1% (Амурская обл.), на АИ 92 - от 12,2% (Иркутская обл.) до 13,1% (Хабаровский край), дизельное топливо (ДТ) - от 16,2% (Приморский край) до 19,8% (Иркутская обл.). В то же время средний рост розничных цен на эти же нефтепродукты по стране составил: А-76 - 8,3%, АИ-92 - 6,8%, АИ-95 - 5,6%, ДТ- 9,2%. При этом абсолютные значения цен на нефтепродукты являются самыми значительными в России: на АИ-95 - 26-27 рубля за литр (средняя по РФ составляет 23,3 рубля за литр), на ДТ - 25-26,5 рубля за литр (средняя по стране - 21,6 рублей за литр), на АИ-92 - 25 - 26 рубля за литр (средняя по стране - 21,95 рублей за литр). По результатам проводимых мероприятий применяются меры по устранению нарушений антимонопольного законодательства. В ряде случаев антимонопольными органами были выявлены картельные сговоры на рынке нефтепродуктов. Так, управление ФАС России по Хабаровскому краю при участии УБЭП УВД Хабаровского края провело комплексную проверку ценообразования на нефтепродукты ООО «Альянс-Хабаровск», ОАО «Хабаровскнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» на предмет соответствия ФЗ «О защите конкуренции». Поводом для проверки стало повышение оптовых и розничных цен на рынке нефтепродуктов Хабаровского края в январе-апреле текущего года. По итогам мероприятия Хабаровское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Хабаровскнефтепродукт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт» в части антиконкурентных согласованных действий. Управление ФАС России по Камчатскому краю признало ООО «Камчатская топливная компания», индивидуального предпринимателя И.В. Заника и индивидуального предпринимателя П.П. Журова нарушившими п.1 ч.1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение заключалось в одновременном установлении тремя хозяйствующими субъектами одинаковых отпускных цен на бензин АИ-92 на АЗС в размере 35 рублей за литр. Между тем до увеличения стоимости цена 1 литра бензина этой марки на АЗС ООО «Камчатская топливная компания» составляла 27 рублей, на АЗС предпринимателей И.В. Заника и П.П Журова - 27 рублей 70 копеек и 28 рублей соответственно. Таким образом, в результате повышения стоимости бензина на 25-30% хозсубъекты получили дополнительную прибыль, что соответствует интересам каждого из них. В тоже время многие владельцы других АЗС не допустили повышения цены на топливо. По итогам рассмотрения дела антимонопольное управление привлекло компанию и предпринимателей к административной ответственности в виде штрафов. Так, ООО «Камчатская топливная компания» оштрафована на 103 тысячи 87 рублей, ИВ.Заник и П.П Журов - на 18 тысяч 500 рублей каждый. В апреле ФАС России признала ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс»» и ОАО «Томскнефтепродукт» нарушившими п.1 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в согласованных действиях по установлению и поддержанию цен на рынке розничной реализации нефтепродуктов в Томске. Дело в отношении компаний было возбуждено по результатам анализа данных еженедельного мониторинга розничных цен на нефтепродукты. Как пояснил заместителя руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, картельные сговоры фиксировались антимонопольной службой и раньше: ежегодно антимонопольные органы рассматривали до 10 подобных дел. При этом в 80% случаев суды подтверждали законность и обоснованность решений антимонопольных органов о наличии фактов нарушений. Голомолзин считает, что «результативность работы ФАС России и ее территориальных управлений возрастает с применением системы наказания в виде оборотных штрафов». 20 мая текущего года ФАС России в рамках административного дела, возбужденного по ст. 14.32 КоАП в отношении ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс»» и ОАО «Томскнефтепродукт» ВНК», вынесет решение о наложении штрафных санкций. Размер штрафа составит от 1 до 15% от выручки на рынке, на котором было совершено правонарушение. «Ранее за факт аналогичного нарушения на Ставрополье компании ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» и ОАО «Роснефть Ставрополье» оштрафованы Ставропольским УФАС на сумму 75 млн рублей. Суд подтвердил законность и обоснованность этих санкций», - напомнил заместитель руководителя. ФАС России наряду с картельными сговорами выявляет и факты злоупотреблений компаниями своим доминирующим положением на рынке. Одно из дел антимонопольная служба возбудила по факту необоснованного ценообразования на нефтепродукты, реализуемые с Омского НПЗ ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт». Управление ФАС России по Иркутской области возбудило дело по признакам нарушения компанией «Роснефть» ст.10 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении аукционных торгов. Антимонопольное управление выяснило, что «Роснефть» на проводимых ею торгах на право закупки автомобильного топлива не огласила первоначальную стоимость тонны бензина. Следовательно, оптовые покупатели должны были предлагать ее сами, что привело к росту цен на топливо в розничной продаже и ущемлению интересов конечных потребителей бензина в Иркутской области. В связи с этим Анатолий Голомолзин заявил, что ФАС России поддерживает проведение тендеров по оптовым продажам нефтепродуктов, но намерена пресекать сложившуюся практику вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) по необоснованному ценообразованию, ограничению допуска независимых компаний к продажам нефтепродуктов с НПЗ и проведению закрытых тендеров по реализации нефтепродуктов с установлением дискриминационных условий для участников. Подобные действия ВИНК на Дальнем Востоке и в Сибири, а также на остальной части страны содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Кардинально улучшить ситуацию можно будет после запуска и расширения системы биржевых торгов. |