12.05.2008 Ростовская область: исчезнут ли одиночные магазины? Некоторые наиболее пессимистичные наблюдатели предрекали, что появление супер— и гипермаркетов повлечёт за собой закрытие одиночных магазинов и впоследствии полное их вымирание. Дмитрий Говоров, финансовый директор объединения работодателей малого и среднего бизнеса Ростовской области, склонен согласиться с таким предположением: «По нашим наблюдениям, в прошлом году закрылось не менее четверти мелких магазинчиков и ларьков. В этом году их уход с рынка существенно замедлился, но не прекратился». Прогнозы, сулящие вымирание малого бизнеса, тем не менее, далеки от действительности и противоречат мировой практике. «Этот процесс пережили все страны с развитым ритейлом, и везде мелкий ритейл смог выжить и приспособиться», — говорит Владимир Лищук, директор филиала «Южный» X5 Retail Group. Статистика тоже свидетельствует о том, что сокращение доли малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, пока несущественно в процентном отношении. Впрочем, как сказал один из аналитиков рынка, цифры далеко не полностью отражают реальную картину. Дело в том, что статистика руководствуется формальными признаками «малого предприятия», в то время как некоторые «динозавры» ритейла — это совокупность различных ИЧП, ТОО, ООО и т. д. Таким образом крупным игрокам удаётся минимизировать налоги. Аналитики компании A. T. Kearney, исследующие ритейл во всем мире, утверждают, что существуют определённые закономерности, проявляющиеся на различных этапах развития той или иной отрасли розничной торговли и повторяющиеся в разных странах. В фазе активного роста в основном развиваются супермаркеты — в этот период они могут занимать до 50% рынка. Когда наступает время стабилизации и спада, выстраивается следующее среднее соотношение: магазины у дома занимают не менее 10% рынка, гипермаркеты — 48%, супермаркеты — 18%, дискаунтеры — 12%, cash&carry — 11%. Несмотря на то что формат «магазин у дома» самый малодоходный среди всех, в условиях обострения конкуренции он представляется экспертам наиболее защищённым от внешних конкурентных факторов, изменений конъюнктуры рынка. Его ассортиментная политика самая гибкая, а территориальное расположение магазинов, удобства и индивидуальный подход к покупателям рождают у клиентов стойкую приверженность. В этом формате чаще всего работают местные сети. Большинство экспертов отмечают, что сегодня из продуктового ритейла пока ещё уходит лишь самая нетворческая часть предпринимателей. Речь идёт о тех, кто до появления крупных форматов покупал товары даже не у производителей, а на оптовых базах и рынках, устанавливал на них цену с 20–25% «накруткой» и торговал в палатках, киосках, маленьких магазинчиках. С приходом крупных конкурентов таким торговцам стало почти невозможно сохранять свою маржу, так как цены, по которым они закупают товары, в среднем на 10–15% (а по некоторым позициям — до 30%) выше, чем у крупных игроков. И нет ни одного преимущества. Совершенно иначе выглядит региональная продуктовая розница, осознавшая свои конкурентные преимущества. Вот, к примеру, «Кооператор Дона». Это не входящий ни в одну сеть успешный супермаркет, стоящий в центре Ростова. У него репутация одного из лучших в городе. Козыри магазина — альянс с производителем колбасной продукции «ГорПо», чёткое позиционирование и гибкость политики. Супермаркет пытается удовлетворять запросы покупателя с доходом средним и выше среднего. В результате ассортимент по ряду позиций здесь является лучшим в городе, а некоторым маркетинговым ходам у магазина научились те же сетевики. Например, именно в «Кооператоре Дона» впервые в Ростове появился отдел, в котором для клиента готовят роллы и суши. Через некоторое время такие отделы возникли в ростовских супермаркетах сети «Перекрёсток». Формулу малой продовольственной розницы можно выразить одним словом — гибкость. Это она позволяет быстро вступать в бизнес-альянсы и легко угождать даже самому капризному клиенту. |