12.05.2008  В РФ продолжается либерализация рынка драгметаллов

   Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона "О признании утратившими силу статьи 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и Федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики".
   Законопроект признает утратившей силу норму, согласно которой экспорт организациями аффинированных платины, металлов платиновой группы, за исключением продукции и изделий промышленного назначения, содержащих данные драгоценные металлы, а также сырья, содержащего платину и металлы платиновой группы, осуществляется только через государственные унитарные предприятия в порядке, установленном законодательством РФ.
   Последовательное принятие на государственном уровне ряда решений, направленных на поэтапную либерализацию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, является основанием для дальнейшего совершенствования государственной политики в данной отрасли.
   Указом Президента РФ "О совершенствовании государственного регулирования ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней" внесены изменения в положение о ввозе в РФ и вывозе из РФ драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, в части снятия количественных ограничений на экспорт платины и металлов платиновой группы (МПГ), сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, снят запрет на экспорт руд и концентратов драгоценных металлов, их лома и отходов.
   В условиях отмены квотирования экспорта сохраняется приоритетное право государства на закупку драгоценных металлов и драгоценных камней в Госфонд России. У государства также сохраняются достаточные функции контроля экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, к которым относятся: лицензирование экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляемое Минэкономразвития; государственный контроль при экспорте указанных товаров со стороны Минфина; таможенное оформление драгоценных металлов и драгоценных камней только на специализированных таможенных постах. В случае недостаточности данных мер государством могут быть применены меры тарифного регулирования экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней.
   Вместе с тем в действующем законодательстве сохраняется избыточная в условиях вступления России в ВТО норма, по которой экспорт из РФ организациями, обладающими правом на экспорт платины и МПГ, осуществляется только через федеральное государственное унитарное предприятие "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт" (ФГУПВО АЮЭ). Это противоречит и антимонопольному законодательству РФ. Кроме того, наличие монопольного торгового посредника на данном рынке не позволяет Банку России в полной мере осуществлять свои полномочия в части эффективного управления активами в драгоценных металлах и проводить операции, связанные с переходом права собственности на эти активы, что ограничивает для Банка России возможности реализации кредитно-денежной политики и обеспечения устойчивости национальной валюты.
   Правительство обращает внимание, что данное ограничение противоречит сложившейся мировой практике биржевой торговли, что ставит российских производителей в неравные конкурентные условия на мировых рынках и не позволяет им в полной мере обеспечивать адекватную ценовую политику в соответствии с текущими изменениями конъюнктуры мировых товарных рынков.
   Таким образом, по мнению правительства, в существующих условиях роль ФГУПВО АЮЭ как инструмента государственного регулирования поставок платины и МПГ из России на международный рынок сводится к посреднической функции, которая, по сути, дублирует контрольную функцию лицензирования экспорта данных металлов, участие ФГУПВО АЮЭ в процессе экспорта платиноидов приводит к дополнительным административным издержкам и увеличению накладных расходов для экспортеров.
   Правительство считает, что отмена одноканальной схемы экспорта позволит привести практику экспорта платины и МПГ в соответствие с требованиями ВТО и нормами российского антимонопольного законодательства, а также обеспечит для российских участников внешнеэкономической деятельности равные конкурентные условия на мировом рынке драгоценных металлов.