05.05.2008  Пермский край: интернет-рынок находится в стадии острой конкурентной борьбы

   
   В оценке пермского рынка интернет-услуг собеседники едины: все отмечают его активное развитие и рост. Уровень цен и сервисных услуг все еще отстает от московского, где цены ощутимо ниже, а качество услуг заметно выше. Однако в сравнении с рядом других регионов России Пермский край находится далеко впереди.
   На рынке интернет-услуг Пермского края работает порядка 20 компаний-провайдеров, предоставляющих услуги интернет-провайдинга организациям и населению. В их число входят «Уралсвязь-информ», «Голден Телеком», «Эр-Телеком», «Стрим», «Юнитлайн», «Энфорта» и прочие. Некоторые эксперты добавляют к этой тройке еще и федеральные компании «Энфорта» и «Голден Телеком».
   По мнению экспертов, на рынке наблюдается высокая конкуренция, при этом в большинстве своем она носит ценовой характер.
   Сергей Седов, директор Пермского аналитического центра, отмечает, что компании сейчас внедряют дополнительные сервисы, но все же основным фактором выбора того или иного провайдера у значительной части потребителей выступает цена. Поэтому на сегодняшний день конкуренция представляет собой исключительно ценовую гонку.
   Однако, по мнению Ксении Гришиной, специалиста по работе маркетинга компании «Юнитлайн», конкуренция в Пермском крае имеет не только ценовой характер: у разных провайдеров существуют собственные технологии и оборудование, следовательно, соревнование разворачивается еще и в этом плане. В компании «Энфорта» сказали, что конкуренция разворачивается и вокруг скорости доступа.
   Сергей Пермилов, генеральный директор «Пермтелеком», уверен в том, что потребителя сегодня интересует не только цена интернет-услуг, но и уверенность в компании, их предоставляющей. Именно поэтому новички на рынке, только пытающиеся зайти на него, в первую очередь сталкиваются с такими проблемами, как неизвестность и нераскрученность бренда, а также задаются вопросом, какой ценовой политики придерживаться. «Ведь узнать, насколько качественные услуги предоставляет компания, можно только минимум через месяц пользования услугами», – отмечает г-н Пермилов.
   Действительно, все эксперты говорят о том, что высокая конкуренция, наблюдающаяся на рынке, осложнит приход новых игроков. Ксения Гришина отмечает, что новичкам в Пермском крае будет сложно, поскольку уже есть компании, зарекомендовавшие себя среди потребителей. Последние в свою очередь испытывают к ним доверие.
   В компании «Энфорта» к этому добавляют, что мелкие компании, как правило, на рынок не приходят. Хотя для не самых больших игроков всегда остается свободная ниша в обслуживании малых предприятий, которые не охвачены крупными провайдерами.
   Руководитель отдела маркетинга компании «Уралсвязьинформ» Алексей Шепель к списку трудностей, с которыми может столкнуться новичок, добавляет необходимость развития транспортных сетей и покупки оборудования, что требует вложения немалых средств.
   По мнению Сергея Седова, успешность нового провайдера будет очень сильно зависеть от его финансовых возможностей и качества менеджмента. «Основная сложность для Перми – это значительная территория города, что делает весьма затратным проекты прокладки сетей, себестоимость строительства которых, учитывая географические просторы Перми, будет выше, чем в других городах», – отмечает г-н Седов.
   Тарифы в Пермском крае весьма конкурентоспособны по сравнению с большинством регионов России. Некоторые эксперты связывают это с тем, что основной оператор на рынке – «Уралсвязьинформ» – резко снизил свои цены с целью захвата значительной доли рынка домашних подключений.
   Все без исключения операторы говорят, что тарифы на интернет-услуги по сравнению с предыдущим годом снизились. Снижение тарифов эксперты связывают с наличием высокой конкуренции. В частности, Ксения Гришина отмечает, что число провайдеров растет, увеличивается конкуренция и, следовательно, игроки рынка вынуждены делать скидки и снижать цены.
   При этом Сергей Седов говорит о том, что на сегодняшний день основные конкурирующие компании предоставляют доступ для домашних пользователей примерно по одинаковой цене, хотя в корпоративном секторе ситуация обстоит несколько иначе. «Безлимитных тарифов для юридических лиц почти нет, а если они и есть, то очень дорогие. Как правило, оплата идет помегабайтно, соответственно, и затраты на интернет различаются в разы в сравнении с физическими лицами», – отмечает г-н Седов.
   Разницу в тарифах признают и сами провайдеры. Алексей Шепель заявил, что разница для физических и юридических лиц, конечно, существует: в частности, для последних доступ к интернету стоит дороже. Если рассматривать единичные случаи, то юридическое лицо приносит доходов больше, чем физическое. Но в целом физические лица приносят основную прибыль компании, поскольку сейчас все больше людей подключается к интернету.
   Существуют и такие компании, которые делают ставку прежде всего на юридические лица. Ксения Гришина утверждает, что компании «Юнитлайн» интереснее работать с организациями, чем с физическими лицами. «Во многом это обусловлено и тем, что технические возможности провайдера не позволяют работать с физическими лицами, для этого требуются очень сложные технологии», – поясняет г-жа Гришина. В компании «Энфорта» говорят о том, что для них наибольший интерес представляет малый бизнес, хотя и ограничений по работе с физическими лицами нет. «Мы планируем выходить на частный рынок и снижать существующие цены для физических лиц», – отмечают в «Энфорте».
   В основном конкуренция между провайдерами разворачивается вокруг безлимитных тарифов. Каждый оператор считает должным предложить своим клиентам тариф, который, однако, не всегда является безлимитным и зачастую содержит в себе разного рода исключения.
   По словам Ксении Гришиной, «Юнитлайн» в ближайшее время начнет предоставлять безлимитные тарифы. «В принципе, они будут не совсем безлимитные, поскольку будет ограничение по скорости, – поясняет г-жа Гришина. – Например, если у вас скорость скачивания равна 128 кбит в секунду, то скачивать информацию вы сможете в пределах 8 Гб. Если информации больше, то скорость снижается».
   В компании «Энфорта» также рассказали, что безлимитные тарифы есть, однако они содержат в себе и пределы скачивания: «то есть после превышения предела скачиваемой информации, компания урезает скорость в 2 или 4 раза, в зависимости от тарифа и превышения».
   Говоря о дальнейших перспективах развития рынка интернет-услуг, эксперты разошлись во мнениях.
   Сергей Седов считает, что стоимость интернет-услуг либо останется на прежнем уровне, либо с учетом текущей инфляции будет расти. «Хотя, если в регион придет какой-нибудь крупный игрок, не исключен виток новой ценовой гонки, – отмечает г-н Седов. – На ценовую политику могут повлиять только массовые подключения, поскольку отдельные точечные подключения не окажут серьезного воздействия на рынок».
   Алексей Шепель, напротив, полагает, что раз интернет входит в жизнь каждого человека, то можно ждать развития безлимитных тарифов, скорости будут становиться выше, а стоимость – ниже. Ксения Гришина объясняет возможность снижения цен тем, что появляются новые технологии, обновляется оборудование, кроме того, в регион заходят и новые провайдеры. «Естественно, что интернет-услуги будут дешеветь», – подводит итог г-жа Гришина.
   Что касается прихода новых игроков, то большинство участников рынка считают, что, скорее всего, они появятся, и прежде всего на рынке домашних подключений. Хотя Сергей Седов полагает, что в связи с нестабильностью на финансовых рынках ряд проектов может быть перенесен. Хотя, на пермском рынке уже начинает работать федеральный провайдер «Корбина Телеком». Серьезные изменения на рынок могут принести и планы «Вымпелкома», купившего недавно оператора фиксированной связи «Голден Телеком» и заявившего о намерениях стать лидером рынка высокоскоростного интернет-доступа.