04.05.2008 Жвачка и шоколад объединяются Компания Mars и инвестиционный фонд Уоррена Баффета Berkshire Hathaway договорились о приобретении производителя жевательной резинки Wrigley. Эта сделка станет крупнейшей в кондитерской отрасли за последние годы, а будущая объединенная компания займет лидирующие позиции на "сладком" рынке. Сумма сделки - 22 миллиарда долларов. При этом компания Mars выступает не только финансовым, но и стратегическим инвестором. Производитель шоколадных батончиков потратит 11 миллиардов долларов и привлечет кредит на сумму 5,7 миллиарда долларов, которые ему предоставит банк Goldman Sachs. Уже после завершения сделки все ее участники окажутся "в шоколаде". Mars сможет значительно расширить свою географию продаж и занять лидирующие позиции на рынке жевательной резинки, а Wrigley, помимо крупных инвестиций, предоставится возможность развернуться на шоколадном рынке. От этого выиграет и... Одинцовская шоколадная фабрика, выпускающая продукцию под брендом "А.Коркунов" и на 80 процентов принадлежащая Wrigley. Эта компания сможет значительно расширить ассортимент шоколадной продукции и занять второе место на российском рынке, вплотную приблизившись к лидеру - "Объединенным кондитерам", доля которых составляет 23 процента. После приобретения Wrigley Mars, по разным оценкам, будет контролировать от 15,5 до 21 процента мирового рынка сладостей, сразу вырвавшись в лидеры. Ближайшие конкуренты Cadbury Shweppes и Hershey, которые до сих пор наступали ей на пятки, сразу сильно отстанут - по данным на начало 2008 года эти компании контролировали по 10 процентов мирового рынка. Безусловное лидерство Mars может послужить предлогом к объединению конкурентов и в скором времени привести к сильным перестановкам на рынке сладких изделий. На Западе заговорили о возможном объединении Cadbury Shweppes и Hershey. В случае, если им удастся достичь согласия, на кондитерском рынке появится игрок, который, возможно, если и не обгонит Mars-Wrigley, то точно сравняется с ним. От объединения обе стороны только выиграют. Дело в том, что Hershey, известная как производитель шоколада Hershey's и KitKat, мало работает за пределами США, в то время как британская Cadbury Schweppes практически не имеет доступа к американскому рынку. В России Cadbury Schweppes известна под торговыми марками 7UP и Picnic. Как ожидается, в борьбу за британскую компанию могут включиться и другие игроки, такие как Kraft Foods и Nestle. В любом случае, в ближайшие несколько лет "сладкий" рынок может претерпеть значительные изменения. |