29.04.2008 Москва: автосервисов должно стать значительно больше Дальнейшему развитию инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве было посвящено очередное заседание правительства Москвы, состоявшееся 29 апреля в здании правительства Москвы на Тверской, 13. Руководитель Департамента транспорта и связи города Москвы Леонид Липсиц отметил, что роль технического сервиса в жизни столицы чрезвычайно важна: автопарк Москвы сегодня составляет 3,5 млн единиц автотранспорта и ежегодно увеличивается на 150 тысяч машин. В связи с высокими темпами автомобилизации города. Департаментом транспорта и связи совместно с другими городскими структурами разработана Концепция развития инфраструктуры техсервисов до 2010 года, в которой предусмотрено совершенствование уже существующей технической базы техсервисов, реконструкция и модернизация, а также строительство новых постов, особенно в местах массовой застройки, а также мероприятия по подготовке кадров для данной программы, разработанные при участии НИиПИ Генплана Москвы. «Новацией концепции является поиск новых земельных участков для строительства техсервисов при учете предложений «с мест», то есть самих районов», - подчеркнул Л.Липсиц. Автосервисы, по его словам, делятся в Москве на дилерские и независимые примерно в соотношении 40 к 60-ти, и если по кузовам качество работ вполне удовлетворительное, то по ремонту двигателей, приборов и агрегатов оно в среднем оставляет желать лучшего. Сегодня в городе работает 13,3 тысячи автосервисов, но уже в ближайшей перспективе это количество должно увеличиться до 16,5 тысяч единиц, а в среднесрочной перспективе город должен иметь не менее 18-20 тысяч пунктов ремонта автотранспорта. Нельзя сказать, чтобы проблема стояла так же остро, как в 80-е гг., заметил Л.Липсиц, когда на смену колодок в машине записывались за месяц, однако ситуация может и должна быть значительно улучшена. В частности, интересные предложения в адрес разработчиков концепции поступили от Департамента поддержки и развития малого предпринимательства: запланированы учебно-методические мероприятия, оказание информационной поддержки автосервисам, содействие кредитованию. В подготовке кадров для автосерсисов участвуют, по словам Л.Липсица, ведущие профильные московские вузы, к работе на автосервисных предприятиях готовятся не только студенты, но и рабочая молодежь, выпускники специализированных колледжей. Здесь сложности связаны в основном с квалификацией преподавательского состава, устаревшей учебно-технической базой, восходящей еще ко временам Советского Союза. «Лишь 30% учебных заведений, готовящих специалистов для автосерсисов, имеют договоры с современными предприятиями», - заявил Л.Липсиц. Особо отметил он наметившееся сотрудничество по кадровому вопросу с предприятием ”Porsche-Порше-центр-Москва”. Решением проблемы увеличения количества автосервисов в Москве, по мнению Л.Липсица, может стать размещение их в многоэтажных подземных парковочных комплексах. Эта мера отчасти легализует те мастерские, которые сейчас работают в “тени” и не платят налогов в городской бюджет. Их можно вывести из нелегального оборота, установив приемлемые стандарты качества работы, наделив правом не только ремонта, но и технического контроля транспортных средств, выделить им помещения под хранение использованных автопокрышек для последующей утилизации. Санкциями по отношению к нерадивым владельцам автосервисом являются и будут являться штрафы и лишение лицензий на самые разные сроки. “Для поощрения деятельности автосервисов в Москве проводятся регулярные конкурсы “Лучший автосервис”, “Лучшая автомойка”, “Лучшее предприятие технического осмотра транспортных средств”. Победителям вручаются дипломы”, - сообщил Л.Липсиц. С 2006 года, по его словам, по вопросам качественного технического обслуживания автотранспорта работает постоянная «горячая линия», работу которой поддерживает Московское общество защиты потребителей. «Владелец транспортного средства в результате реализации нашей концепции должен быть обеспечен всем спектром необходимых услуг на всех стадиях существования своего транспортного средства», - заключил Л.Липсиц. О состоянии инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в Северо-Восточном административном округе Москвы рассказала префект СВАО Ирина Рабер. Она заявила, что в округе за последнее время реконструировано 46 предприятий автосервиса на общую сумму 800 млн рублей, причем эти средства были взяты из внутренних резервов округа, то есть без заимствований из городского бюджета. В СВАО, по словам И.Рабер, функционирует 340 предприятий инфраструктуры технического сервиса, но очереди на автотехобслуживание остаются, количество пунктов шиномонтажа и замены изношенной резины автопокрышек недостаточное. «Надо сказать, что на обустройство таких постов требуются незначительные капиталовложения, если учесть возможность оборудования их при автозаправочных станциях и гаражах», - считает И.Рабер. В СВАО действует постоянная «горячая линия», принимающая жалобы на некачественный ремонт автотранспорта. В связи с повышением качества услуг интересен проект «Народный сервис», не совсем еще проработанный, но легализующий несанкционированные сервисы. Перспективен и многофункциональный автотехцентр (МФЦ), открытый недавно на Алтуфьевском шоссе. МФЦ располагает автоторговым модулем, офисно-деловой частью, общежитием, автосервисной мастерской и парковочной зоной на 400 мест. В нем уже размещаются иностранные фирмы из числа производителей автомобильной техники и поставщиков автотранспортных услуг широкого профиля. В качестве дополнительных мер повышения качества автотранспортных услуг в СВАО проводится программа обучения предпринимателей, работающих в сфере автотехсервиса. «Такие предприниматели должны обладать полным набором разрешительных документов, оборудование их должно быть сертифицировано, а списки тех, кто продает негодные услуги, должны публиковаться в СМИ», - заявила И.Рабер. Министр правительства Москвы, руководитель Департамента развития и поддержки малого предпринимательства Михаил Вышегородцев в своем выступлении заметил, что автотранспорт является важнейшей составляющей городской инфраструктуры, однако качество услуг в этой сфере не всегда соответствует требованиям безопасности. «Около 60% автотехсервисов являются субъектами малого предпринимательства, а всего в Москве работают 13,5 тысяч таких постов оказания автотранспортных услуг. На них занято более 27 тысяч человек, но недостаток примерно двух тысяч постов городом ощущается и сегодня», - заявил М.Вышегородцев. По его словам, подбор земельных участков для размещения требуемого количества автотехсервисов, автомоек невозможен без строгой и прямой координации с Департаментом транспорта и связи. «Без определения конкретных зон ответственности работа обречена двигаться в вялотекущем режиме», - подчеркнул М.Вышегородцев. По его мнению, следует прежде всего утвердить перечень нововозводимых и реконструируемых объектов по аналогии с городской целевой программой по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями при постоянном контроле и мониторинге ситуации. «Это только кажется, что автотехсервисы и автомойки в Москве очень прибыльны – на самом деле налогообложение честных предприятий, работающих «вбелую», чрезвычайно обременительно, и зарабатывают среди автосервисов лишь те, кто уходит от налогов. Это в основном те, что работают при гаражах. Для легализации их деятельности мы предлагаем ввести в сфере оказания автотранспортных услуг единый налог на вмененный доход», - предложил М.Вышегородцев. Малому бизнесу в сфере оказания автотранспортных услуг он гарантировал компенсацию процентной банковской ставки по кредитам, лизинговые услуги, соинвестирование строительства новых автотехсервисов, а в области подготовки кадров – учесть полезный опыт Бранденбурга (ФРГ). Генеральный директор компании "Порше Руссланд" Ульрих Тилеманн со своей стороны заметил, что его компания готова к дальнейшим инвестициям в Москву, причем упор будет делаться именно на область подготовки кадров и обучения специалистов, повышение квалификации. Эта деятельность уже осуществляется совместо с Департаментом образования и Департаментом транспорта и связи на базе двух колледжей по учебным программам, разработанным для России фирмой «Порше». У.Тилеманн предложил поддержать концепцию, разработанную Департаментом транспорта и связи, отметив, что сертификацию автосервисов считает совершенно необходимой по причине жесткой зависимости качества услуг и экологической, пожарной обстановки в городе, безопасности движения на дорогах. Мэр Москвы Юрий Лужков, подводя итоги обсуждения концепции, заметил, что проблема автотехсервисов выглядит в целом «поспокойнее» иных проблем, выносящихся на обсуждения правительства города: этот рынок, по его словам, сложился. Однако, считает мэр, потенциал для развития имеется. «Первое наше поручение в адрес Департамента транспорта и связи – принять разработанную концепцию за основу и не терять текущий период. Ваша концепция как-то застенчива, в ней недостаточно темпа. Я категорически запрещаю вам так расслабляться: в 2008-2009 гг. вы предполагаете дорабатывать концепцию, а это значит, что у нас и 2010 год пойдет на раскачку, то есть насмарку! Не та это тема, чтобы раскачиваться», - заявил Ю.Лужков. По его мнению, уже в 2008 году нужно предпринять максимум возможных усилий не только для бумажной работы, но и для решения «сетевых» задач оптимального размещения новых автотехсервисов на территории города. «Автотехсервисы при крупных гаражных комплексах это хорошо, однако где в концепции упоминание о перехватывающих парковках? Почему не упомянуты инвалиды, которым нужна отдельная система в уже имеющейся инфраструктуре? Это задача города. Крупные сервисы выселяйте на периферию, к МКАД, на четвертое кольцо, а систему профтехобразования продумайте вместе с фирмами, соберите их и поставьте перед ними конкретную задачу», - дал указания мэр Москвы. Автотехсервисы должны быть сертифицированы таким образом, чтобы каждый из них отвечал за определенный уровень своих услуг, их безопасности. «Быть не должно, чтобы у машины на скорости около двухсот километров в час отваливалось колесо. Автотранспорт – опасная техника и для пешеходов, и для водителей. В Москве должны чинить так, чтобы никаких аварий не было. Надежно. Даю вам пару недель на исправление концепции», - подытожил Ю.Лужков. В результате представленная концепция была отправлена на доработку. |