28.04.2008 Удмуртия: бизнес по прокату автомобилей пока не приносит прибыли В Удмуртии услуга предоставления автомобиля напрокат мало востребована. По мнению экспертов, это связано с низкой деловой активностью и отсутствием в республике соответствующей целевой аудитории. Услуга проката автомобилей в Удмуртии находится, по мнению экспертов, в зачаточном состоянии. В Ижевске работают всего три компании, предоставляющие автомобили в длительное пользование, и около десятка частников, сдающих свои машины, как правило, для торжественных мероприятий. В остальных городах Удмуртии компаний проката авто и вовсе не существует. Некоторые эксперты полагают, что говорить о возможности развития этого бизнеса в республике в ближайшие годы не придется. Прокат автомобилей как бизнес в Удмуртии появился около 5 лет назад. По словам экспертов, пока этот бизнес не приносит большой прибыли. В Ижевске услугу проката авто предоставляют компании «Рент–экспресс», «Ю–тайм» и автосалон «Лео–смарт». Для первых двух компаний эта услуга является основной, в автосалоне «Лео–смарт» отдел проката появился меньше года назад и является сопутствующим направлением. Сергей Синтяй, директор компании автопроката «Рент–экспресс», считает, что выгодность этого бизнеса в первую очередь зависит от рекламы: «Потребность в этой услуге есть, многие просто не знают о ее существовании в республике. Многое зависит от сезона: иногда машины простаивают несколько недель, а временами может быть задействован весь парк». В собственном парке фирмы имеют по 5–6 автомобилей, в основном это сравнительно новые иномарки в хорошем состоянии. По словам экспертов, преимущественно автомобили напрокат берут местные жители, которые на время лишились своего автомобиля из–за сдачи его в ремонт или по каким–то другим причинам не могут воспользоваться личным транспортом. Они, по утверждению г–на Синтяя, занимают около 70% всех заказов, около 30% клиентов – приезжие из других городов, как правило, в деловые командировки. Из них около 1% – иностранцы. «Ижевск нельзя назвать крупным деловым центром, поэтому в город нечасто приезжают достаточно состоятельные люди, способные взять автомобиль напрокат. Если говорить о местных жителях, то те, кто в состоянии заплатить за машину около 1000 рублей за сутки, уже имеют личный автомобиль», – говорит заместителя директора компании «Ю–тайм» Дмитрий Ендальцев. Расценки зависят от марки автомобиля и в среднем составляют от 700 до 1100 рублей в сутки, причем, чем дольше клиент использует прокатный автомобиль, тем большую скидку он получает. Требования к клиентам у всех компаний схожи: стаж вождения не менее двух лет, возраст не моложе 22 лет и залог от 2 до 5 тысяч рублей. В договоре аренды оговариваются все условия, в том числе срок, на который предоставляется автомобиль, и мера ответственности клиента при повреждении автомобиля. «Бывает, что клиент привозит автомобиль с какими–то повреждениями, однако таких случаев, как правило, удается избегать, – говорит г–н Ендальцев. – При общении с клиентом до подписания договора можно понять, насколько бережно он будет обращаться с машиной. Кроме того, услугой пользуются по большей части наши постоянные клиенты. Если же клиент нарушит сроки аренды, то в этом случае проводятся розыскные мероприятия». По словам Сергея Синтяя, его компания для отслеживания автомобилей пользуется системами GPS. Кроме того, все фирмы предлагают услуги водителей на прокатный автомобиль. В этом случае за 4 часа клиенту придется заплатить около 3500 рублей. При длительном пользовании услугами водителя также предусмотрены скидки. Помимо проката автомобилей на длительное время в Ижевске существует около десяти компаний, предоставляющих машины на несколько часов для свадеб и других торжественных мероприятий. Как правило, автомобили не являются собственностью компании. С водителями заключается договор на предоставление авто в аренду. По словам работника ООО «Зеленый дом», предоставляющего услуги по оформлению и проведению свадеб, Анастасии Загребиной, водители оставляют фотографии своего автомобиля и называют стоимость услуги. «Когда появляется клиент, желающий взять автомобиль в прокат на свадьбу, мы показываем ему фотографии автомобилей, из которых он выбирает понравившуюся. Автомобиль предоставляется с водителем. Стоимость услуг составляет от 400 до 750 рублей в час в зависимости от марки. Аренда лимузина стоит 2100 рублей», – пояснила г–жа Загребина. По утверждению эксперта, данную услугу в Ижевске предоставляют достаточно много компаний, но преимущественно это частники, сдающие в аренду личный автомобиль. «Потребность в ней есть, однако многое зависит от сезона. Традиционно весна и лето являются самыми прибыльными, когда число свадеб значительно возрастает, и вместе с этим растет потребность в аренде автотранспорта», – добавила эксперт. В целом руководители компаний по прокату автомобилей отмечают достаточно высокую затратность бизнеса на первоначальном этапе и его нерентабельность в настоящее время в Ижевске. По словам Дмитрия Ендальцева, средства, вложенные в этот бизнес, за 4 года существования компании так и не окупились. «Город не готов к такой услуге, поэтому сейчас он убыточен. Большие суммы тратятся изначально на покупку автомобилей, оформление ОСАГО и страховки авто от угона, а также регулярное поддержание автомобиля в хорошем состоянии. Кроме того, парк каждые 2–3 года приходится обновлять, т.е. продавать свои автомобили и покупать новые в хорошем состоянии, – говорит эксперт. – Как самостоятельный бизнес прокат автомобилей в Ижевске абсолютно невыгоден, поэтому здесь он представлен лишь как побочное направление в деятельности компаний». По словам Юрия Чучалина, коммерческого директора ЗАО «Такси 373», рынок еще молод, однако перспективы у него есть и со временем он будет расти. «Мы также рассматриваем возможность открыть эту услугу в нашей компании, однако не в ближайшее время. Ижевский потребитель пока не готов к этому», – отметил эксперт. Директор автосалона «Пежо» Александр Макеев, напротив, не верит в возможный рост рынка проката авто. «Эта услуга абсолютно не востребована в Ижевске в настоящее время и не будет востребована никогда, потому как у нас не настолько хорошо представлена бизнес–элита и нечасто приезжают туристы, которые могли бы пользоваться прокатом автомобилей, – считает г–н Макеев. – За границей автомобили напрокат берут, как правило, туристы и деловые люди, которые привыкли путешествовать в комфорте. В Ижевске мне не ясна потенциальная целевая аудитория этой услуги». С экспертом соглашается и Сергей Данилов, автор и ведущий программы «Поехали» на ТК «Моя Удмуртия». По мнению эксперта, автолюбителям проще взять машину на время у знакомого или соседа, или даже поездить на такси, чем взять автомобиль напрокат. «1000 рублей в день за прокат слишком дорого для большей части потенциальных клиентов. Не думаю, что этот бизнес в Ижевске может быть достаточно прибылен. Конечно, развитие услуги не в тупике, но перспектив для нее я не вижу», – добавил эксперт. Кроме того, по словам г–на Данилова, здесь сказывается российский менталитет небрежного обращения с чужим имуществом, поэтому автомобили после проката нередко оказываются в ремонте. Между тем, Алексей Дмитриев, менеджер по продажам автосалона «Форвард–Авто», считает, что услуга будет развиваться, так как потребность в ней, по его мнению, в Ижевске есть, хотя и небольшая. Так или иначе, эксперты сходятся во мнении, что существующих компаний на республиканском рынке вполне достаточно, чтобы удовлетворить спрос на автопрокат. По данным Ассоциации прокатных компаний (АПК), ежегодный рост рынка проката автомобилей в России последние пять лет составляет 20–30%. Между тем, как показало исследование, проведенное «РосБизнесКонсалтингом», уже на конец 2005 года 90% российского проката обеспечивала Москва, а остальные 10% – северная столица и Московская область. В регионах этот бизнес развивается успешно лишь в крупных городах, таких как Екатеринбург, Пермь и Казань. Постепенно в эти города приходят столичные и иностранные компании. Так, в 2007 году на рынок Казани пришла компания Dollar Thrifty Russia, работающая в 70 странах мира. |