25.04.2008  Депутаты узаконят сферу платных услуг в здравоохранении и образовании

   Реализуемые национальные проекты «Образование» и «Здравоохранение» способствуют динамичному развитию новых рынков, социально значимых услуг, в том числе платных образовательных и медицинских. Вместе с тем, развитие сферы этих услуг происходит на фоне несовершенной законодательной базы, не позволяющей в полной мере защитить права потребителей. Поэтому защита прав потребителей в сфере образования и здравоохранения должна стать одним из важнейших направлений законотворческой деятельности. Особое внимание при этом необходимо сосредоточить на разработке законопроектов, направленных на выработку единых правил оказания платных медицинских и образовательных услуг.
   Такой вывод сделали участники круглого стола по проблемам совершенствования законодательства в области защиты прав потребителей как условия реализации национальных проектов и развития институтов гражданского общества, прошедшего 24 апреля в Госдуме РФ.
   Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Татьяна Яковлева сообщила, что на сегодняшний день уровень цен на одни и те же медицинские услуги в коммерческом секторе различается в несколько раз. При этом в одно и то же время в одном и том же медицинском учреждении оказывают и платные и бесплатные процедуры. При этом в сфере оказания медицинских услуг нет четкого разделения, за что платит государство, а за что – потребители.
   Эти вопросы необходимо решать на законодательном уровне. По мнению депутата, в первую очередь в сфере здравоохранения необходимо принятие закона о госгарантиях, где будет четко прописано, какие услуги оказываются бесплатно, а какие - за счет собственных средств потребителя или за счет фонда обязательного медицинского страхования. При этом в законе должна быть прописана ответственность за качество оказываемых услуг.
   Т. Яковлева считает, что необходимо также принятие закона о правах пациента и страховании профессиональной ответственности врачей. «Частная медицина фактически выпадает из под государственного контроля», - отметила депутат. По ее мнению, необходимо усилить государственное регулирование платных услуг, оказываемых в государственных и муниципальных медицинских учреждениях. Также она считает необходимым усиливать роль профессиональных ассоциаций, профессиональных медицинских сообществ в осуществлении контроля, закрепив за саморегулируемыми организациями такие функции, как аттестация, лицензирование и принятие решения по отзыву лицензий.
   Но самое главное, по мнению депутата, обеспечить всеобщую информатизацию населения. «Каждый потребитель должен знать свои права и уметь защищать их в суде», - заверила Т. Яковлева.
   Представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Олег Прусаков отметил, что в динамично развивающейся системе платных медицинских услуг отсутствует ответственность за нарушение правил оказания услуг. По его словам, это касается всей сферы услуг, в том числе и медицинских. Такой законодательный перекос не позволяет госорганам должным образом реагировать на жалобы потребителей. «Несмотря на непопулярность мер по усилению административного давления на предпринимательскую деятельность, вопрос контроля в системе платных медицинских услуг необходимо решить. Так как на данном этапе статус многих медицинских услуг не определен, они могут быть отнесены и приравнены к бытовым или спортивно-оздоровительным. И такой подход не позволяет применять к нарушителям действующие нормы, а недобросовестным предпринимателям уходить от лицензирования своей деятельности, так как при оказании бытовых и спортивных услуг в лицензии нет необходимости», - посетовал О. Прусаков.
   Как сообщил председатель Союза потребителей РФ Петр Щелищ, исследования, проводимые этой организацией, показывают, что в 2007 году наибольшее число потребителей отмечали нарушения в сфере торговле продуктами питания – 52%, торговле непродовольственными товарами, оказании услуг в ЖКХ - 36%.
   На пятом месте «рейтинга нарушений» оказались медицинские услуги – 23,5%.
   При этом первоочередное внимание со стороны государства, по мнению потребителей, требуется сфере здравоохранения. Более половины респондентов указывают на необходимость упорядочения работы поликлиник, 27-29% - жалуются на работу больниц и платных медицинских учреждений. При этом граждан не устраивает, что им приходится тратить слишком много времени на посещение поликлиник.
   В больницах не устраивает качество услуг, к платной медицине претензия одна – высокие цены. «Это говорит о том, что в коммерческой медицине не работают конкурентные механизмы», - заметил П. Щелищ.
   Есть у председателя Союза потребителей РФ вопросы и к платному образованию. По его мнению, законодательные пробелы ставят потребителя образовательных услуг в зависимое положение. Например, отсутствует система получения кредитов на образование, отсутствует объективный рейтинг вузов с точки зрения перспективности трудоустройства выпускников. Кроме того, договор с потребителем вузы заключают таким образом, что могут безнаказанно повышать стоимость обучения. «Фактически существующий порядок допускает произвол недобросовестного предпринимательства в сфере образования», - пояснил П. Щелищ.
   Есть у него претензии и так называемому «бесплатному» образованию. Формально студент бюджетник учится за счет средств налогоплательщиков, следовательно, не может как потребитель образовательных услуг предъявлять претензии к снижению их уровня. Он считает, что необходим переход на договорную основу при обучении на бюджетных местах.
   П. Щелищ считает необходимым рекомендовать Минобрнауки разработать и внедрить программу защиты прав потребителей платных образовательных услуг, законодательно утвердить гарантии перевода наиболее успешных студентов, обучающихся на платной основе, на освобождающиеся бюджетные места.