07.04.2008  Краснодарский край: бизнес ТРК спасет только специализация

   
   Кубани пророчат перегрузку торгово–развлекательными комплексами. Денег покупателей на всех может не хватить.
   В конце апреля откроется торговый центр "МЕГА–Адыгея–Кубань" (инвестиции — 4 млрд руб.). Краснодар получит еще 130 тыс. м2 торговых площадей. По данным ТК "СИТИ ЦЕНТР", Краснодар второй год входит в список 12 городов России, чей суммарный розничный товарооборот превышает 100 млрд руб в год.
   В 2007 году количество торговых площадей в ТК Краснодара составило 140 м2 на 1 тыс. жителей. Если к 2010 году в городе построят все заявленные ТРК и ТК (14 объектов), их совокупная площадь составит около 1 млн м2, из них торговых площадей — 500 тыс. м2 (около 500 м2 на 1 тыс. жителей). Но если учитывать все магазины города, а не только ТК, то обеспеченность торговыми площадями будет равна 2200 м2 на 1 тыс. жителей, подсчитали в MACON Realty. Это больше, чем во многих европейских столицах. А в Казани площади ТРК составили 300 м2 на 1 тыс. жителей, и операторы заявили о перенасыщении рынка.
   Самые крупные из строящихся в Краснодаре объектов — "Сити–Парк" (200 тыс. м2), OZ (170 тыс. м2), "Краснодар–Сити" (150 тыс. м2).
   По мнению операторов, число клиентов ТРК будет расти за счет оттока покупателей с рынков и за счет приезжих из районов края: чтобы выжить, ТК будут пытаться делать уникальное предложение. Козырь "МЕГИ" — мебельный магазин "ИКЕА", сеть ТК "Вега" ориентирована на ежедневные покупки жителей Комсомольского микрорайона, арендаторы "СИТИ ЦЕНТРА" пытаются предлагать товары "для потребителей с высоким уровнем дохода". Помимо универсальных ТРК, можно ожидать появления специализированных: детских, мебельных, товаров для спорта и отдыха и т.д.
   Увеличение числа торговых площадей пока не отразилось на снижении арендных ставок в краснодарских ТРК. Мнения о том, произойдет ли это, разделились.
   "Арендаторы от развития рынка ТРК не потеряют, — считает директор ООО "СБС Девелопмент" Андрей Попов. — Усиление конкуренции позволит снизить арендные ставки. Это произойдет прежде всего с районными торговыми центрами и теми, кто не сумеет собрать качественный пул крупных арендаторов (для краснодарских ритэйлеров такая ситуация — плюс). У нас уже заключено 20% договоров на аренду в торговой галерее, которая откроется в 2009 году. Это не только известные компании, но и местные операторы. Хотя в торговой галерее больше всего будет "приезжих". А вот в "Веге", в Комсомольском, процент местных арендаторов велик".
   "Не думаю, что аренда упадет, — считает Николай Расторгуев, генеральный директор ООО "Монитор–Олимп" (якорный арендатор ТРК "Красная площадь" и РЦ "Семь звезд"). — ТРК нужно подтягивать лучшие бренды, обеспечивать качественное обслуживание. Дорожает земля, строительные работы. Сейчас цена входа на торговый рынок очень высока, поэтому нелегко приходится арендаторам. Цены не упадут. Проблема привлечения посетителя общая у арендаторов и арендодателей. В молле мы как семья: зависим друг от друга. Единственный путь — объединение".
   "Основы зарубежного розничного "одежного" ритейла говорят о том, что ставка арендной платы не должна превышать 15% от оборота магазина: и арендатор, и арендодатель чувствуют себя неплохо. Легко подсчитать: средний успешный магазин в России площадью порядка 100 м2, расположенный в крупных ТРК (типа "Красной площади" в Краснодаре, "МЕГА" в Москве), имеет годовой оборот порядка 15 млн руб. При арендных ставках 100–150 у.е. за метр, рентабельность стремится к нулевой",