01.04.2008  Санкт-Петербург: «Норд-Овощ» разработала новые логистические схемы для МСБ

   
   По данным Комитета по экономическому развитию и торговле Санкт-Петербурга, из 13 тысяч существующих в городе продуктовых магазинов, на долю сетевиков и гипермаркетов приходится всего две с половиной тысячи, остальные — это отдельные торговые предприятия, которые остро нуждаются в грамотной логистике.
   Достаточно нестандартную схему решения этой проблемы предложила оптовая компания «Норд-Овощ». Открывая новый складской комплекс класса А, компания планирует помочь отдельным розничным магазинам напрямую выходить на отечественного производителя. Авторы проекта уверены, что они способны создать максимально благоприятные условия для динамичного развития малого бизнеса.
   Компания собирается предоставлять услуги, с одной стороны, товаропроизводителям, а с другой, — розничным магазинам. Намерение нового центра работать в сегменте малого бизнеса вполне обосновано. Крупные сети располагают своими распределительными центрами и налаженными связями с поставщиками. Небольшие производства, в свою очередь, пользуясь логистическими услугами «Норд-Овощ», смогут уйти от затрат на хранение и доставку товаров, получив новый импульс к развитию.
   По словам Бориса Шифрина, директора по лизингу ЗАО «Норд Овощ», услуги склада будут интересны производителям, которые не хотят содержать собственной складской площади и специальный персонал и хотят развязать себе руки в доставке товара по городу.
   Задача компании — объединить ряд поставщиков в пределах одного склада, что поможет магазинам легче определиться с выбором. Потребитель сможет с одной площадки заказать продукцию сразу у нескольких компаний. «Нашим преимуществом является то, что мы не покупаем товары, а работаем в режиме услуг», — подчеркивает генеральный директор ЗАО «Норд-Овощ» Григорий Колотов. То есть склад компании служит промежуточным звеном в цепи поставщик-магазин.
   «Мы сами намерены привозить товары в магазины, — поясняет схему взаимодействия Борис Шифрин. — Причем, мы не планируем содержать личный транспорт, а заключим по аутсорсингу договор с какой-нибудь транспортной компанией по доставке. Клиенты же просто будут платить нам за услуги».
   Компания собирается работать в первую очередь с отечественными производителями продуктов. Как отмечает г-н Колотов, это сознательная политика. «Мы хотим поддержать нашего производителя, — говорит он. — И потом западные компании способны “подсадить” нас на свою продукцию, и мы будем от них постоянно зависеть».
   На первом этапе речь идет только о производителях из Санкт-Петербурга и Ленобласти. Несмотря на то, что среди последних есть много фермерских хозяйств, нуждающихся в рынке сбыта, среди заявленных на данный момент поставщиков мелких фермеров нет. «У нас уже есть договоренности с “Севзапмолоко”, представительством компаний “Сабвей”; “Адиди Норд”, представителем Procter&Gamble; кондитерской компанией “Райский сад”; производителем колбас “Иней”, а также с дистрибьюторами», — перечисляет Борис Шифрин.
   Руководители компании надеются привлечь областных производителей в ходе развития программы. Тем более что, по словам г-на Колотова, компания открыта и «каких-то входных билетов на склад не будет».
   Официальное открытие нового распределительного центра прошло в конце марта, хотя подготовка к его пуску ведется уже полтора года. За это время руководство склада начало вести переговоры с поставщиками. Но особого ажиотажа вокруг проекта пока не наблюдается. Сейчас склад заполнен лишь на 10%.
   По словам Григория Колотова, сложности работы с клиентами обусловлены зачастую негативным опытом последних. Многие поставщики боятся, что товары конкурентов будут продвигаться в связи со скрытой договоренностью, в то время как их продукцию задвинут далеко на полку.
   На мероприятии, посвященном запуску склада, вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский отметил, что правительство поддерживает этот проект, поскольку он будет способствовать развитию разных форматов торговли, в том числе и магазинов «шаговой доступности». Правда, каких-то конкретных предложений в данном направлении у создателей центра пока нет.
   Названия магазинов, с которыми компания ведет в данный момент переговоры, Борис Шифрин предпочел пока не раскрывать. Впрочем, он все же отметил, что речь идет не о ларьках, все еще существующих в городе, а о больших одиночных универсамах и магазинах эконом-класса.
   Хотя, как ни странно, «Норд-Овощ» готов предложить свои услуги также и крупным сетевым структурам. В частности, на церемонии открытии склада присутствовали представители гипермаркета «О'кей». Г-н Колотов пояснил, что «О'кей» не имеет своего распределительного центра, поэтому вполне может воспользоваться услугами компании «Норд-Овощ». Конкурентами их он не считает, поскольку они работают по иной схеме логистики.
   Также остается открытым вопрос о выгоде потребителя товаров, оказавшихся в магазине через склад «Норд-Овощ». Например, о снижении их конечной стоимости Григорий Колотов дал понять, что снижения цен скорее всего не произойдет. Ведь основной целью внедрения программы является развитие малого бизнеса, а не борьба с инфляцией.
   ЗАО «Норд-Овощ», образованное в 1994 году, является правопреемником государственного предприятия «Калининская овощебаза», на территории которого и возведен новый центр хранения. Конечная стоимость строительства составила 1000 дол. за кв. метр. Инвесторы планируют окупить проект за 5-6 лет в зависимости от эффективности работы. Площадь складских зон занимает 8 тыс. кв. метров при пропускной способности склада в 1200 куб. метров продукции в сутки. На складе планируется хранение и обработка продовольственных товаров, относящихся к группе сухих грузов — таких, как бакалея и крупы. По словам руководителей проекта, у них имеется новейшее программное обеспечение, позволяющее минимизировать сроки доставки и исключить прием на хранение некачественной продукции, поскольку вся работа автоматизирована.