25.03.2008 Липецк: потребительский рынок развивается стремительно Как известно, потребительский рынок состоит из трех основных элементов: рынка продовольственных и непродовольственных товаров, общественного питания и бытовых услуг. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают удовлетворение запросов населения. А также создают возможности для успешного функционирования и эффективного развития экономики. Потребительский рынок Липецка насчитывает сегодня около четырех тысяч субъектов. В их числе 130 оптовых организаций, 958 предприятий розничной торговли, 501 — общепита, 532 - сферы бытовых услуг, 1625 объектов мелкорозничной сети, 10 рынков. В отрасли трудится около 40 тысяч человек. Полторы тысячи рабочих мест было создано в 2007 году. В городе проходит реконструкция и модернизация объектов торговли. Доля так называемой «неорганизованной торговли» при этом снижается. Население бесперебойно обеспечивается продовольственными и промышленными товарами, услугами. Их качество повышается. Минувший год закрепил положительные тенденции развития потребительского рынка: стабильный рост товарооборота, сокращение доли реализации товаров через рынки, опережение темпов роста торговых площадей над темпами роста сети, строительство и ввод крупных предприятий нового формата, развитие торговых сетей. Одним из главных показателей развития отрасли является оборот розничной торговли. По средним и крупным предприятиям он в 2007 году составил 23 865,3 миллиона рублей, превысив объем предыдущего на 63,7 процента в сопоставимых ценах. В удовлетворении покупательского спроса липчан ведущая роль принадлежит организованной розничной торговле. Магазины насыщены ассортиментом качественных товаров с широким диапазоном цен. Это привело к тому, что по сравнению с 2006 годом на 6,2 процента снизился удельный вес объема продаж на рынках. Он составил около 20 процентов. Степень удовлетворения потребностей горожан точнее всего отражает показатель оборота розничной торговли надушу населения. Он возрос на 20 058 рублей и достиг величины в 47474 «целковых». Увеличение товарооборота вызвано тем, что растут денежные доходы липчан. За 2007 год последние выросли в среднем на 20 процентов. В тоже время меняется не только величина потребления, но и его структура. 44 процента оборота розничной торговли приносит реализация продовольственных товаров, 56 — непродовольственных. В непродовольственном секторе резкий скачок произошел на автомобильном рынке. В городе более 20 автосалонов. Открываются салоны европейского типа с новыми технологиями сервисного обслуживания, такие как «КМ/Ч», «Джапанавто», «Липецк-Викинги». Они предлагают широкий перечень моделей как отечественных, так и мировых фирм. Расширение сети автосалонов такого формата подтверждает возросшие финансовые возможности горожан. Для обеспечения населения товарами и услугами важен рост торговых площадей. За год их прирост составил 22,6 тысячи квадратных метров. А количество торговых предприятий увеличилось на 3,4 процента. Сейчас горожане обеспечены торговыми площадями на 150 процентов. Четыре года назад данный показатель составлял 124,8 процента. В минувшем году открыто 75 предприятий розничной торговли. Их торговая площадь составила 37,6 тысячи квадратных метров. Появились современные гипермаркеты «Реал», «Линия», «Вестер-Гипер», «Детский мир», ТЦ «Гагаринский», ТЦ «Москва», ТРЦ «Липецк». Планируется, что в этом году распахнут свои двери для посетителей ТРЦ ООО «Интерсити» по улице 50 лет НЛМК, ТЦ ОАО «Липецкая ярмарка» на улице Московской, общественно-торговый центр «Стимул» на пересечении улиц Катукова и Стаханова, ряд других объектов. Расширение сети предприятий торговли осуществляется путем привлечения средств инвесторов на строительство новых и реконструкцию уже действующих, а также нежилых помещений. В размещении торговой сети по городу наблюдалась диспропорция. Увеличение емкости сети позволило выровнять ситуацию. Приоритет был отдан строительству новых объектов в районах с наиболее высоким дефицитом торговых площадей и в зонах комплексной застройки территорий. В развитии потребительского рынка важна социальная направленность. В Липецке развивается сеть магазинов, реализующих товары с минимальными торговыми надбавками (10-15 процентов). Сейчас в городе около 80 магазинов-дискаунтов. 16 из них открыты в 2007 году. Существенные изменения произошли в общественном питании. Преимущественно развивались фирменные сетевые предприятия быстрого питания, такие как «Елки-палки», «Хуторок». Такие предприятия все чаще появляются в крупных торговых и развлекательных центрах, что, безусловно, удобно для семейного отдыха. Всего же в 2007 году открыто 45 предприятий общепита (на 2128 посадочных мест). Оборот крупных и средних из них равен 558,3 млн рублей. Индекс физического объема предприятий общепита составил 112,4 процента. Средний липчанин потратил на еду в общепите 1111 рублей. Это на 506 рублей больше, чем в предыдущем году. Улучшается положение в сфере оказания бытовых услуг населению. Их объем в минувшем году достиг отметки в 2147,4 миллиона рублей. То есть на 7 процентов выше уровня 2006 года. Значительную часть услуг — на сумму в 1744,9 миллиона рублей — оказали субъекты малого предпринимательства. Увеличилось на 44 единицы и количество предприятий сферы бытовых услуг. Потребительский рынок играет важную роль в формировании доходной части бюджета. Объем налоговых поступлений от оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в бюджетную систему РФ в 2007 году составил 2329,6 миллиона рублей. Итоги развития отрасли за истекший год свидетельствуют как о стабилизации на потребительском рынке, так и о наличии предпосылок для его дальнейшего динамичного развития в долгосрочной перспективе. Активная политика социальных преобразований в Липецке способствует обеспечению высоких темпов развития во всех сферах жизнедеятельности города, создает благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат. |