24.03.2008  Растительное масло и майонез вновь подорожают

   По оценке западных аналитиков, мировые цены на растительные масла, которые уже демонстрируют стойкий рост, в ближайшее время поднимутся еще выше. Украина в субботу уже приостановила экспорт подсолнечного масла. Российские эксперты утверждают, что на наш рынок это вряд ли как-то повлияет, но цена продукта, которая, как казалось, уже достигла предела, будет повышаться и дальше.
   Иностранные аналитики уверены, что особо быстрыми темпами будут расти цены на пальмовое и рапсовое масла. Именно они чаще всего используются за рубежом как сырье для выработки продуктов питания. Из этого они делают вывод, что не за горами очередной скачок цен на все, что из этого сырья производится, – от майонеза до лапши быстрого приготовления.
   Эксперты называют несколько причин галопирующего ценового роста. Это и огромный спрос на пальмовое масло, которое все больше компаний добавляют в свои товары. И дефицит рапса, который идет и на еду, и на приготовление биотоплива, а потому тоже пользуется повышенным спросом. К тому же фермеры, видя, как быстро растут цены на зерно, предпочитают использовать посевные площади не под относительно дешевый рапс, а под дорогую пшеницу.
   Россию эта ценовая волна тоже не обойдет, но, помимо мировой аграрной ситуации, не последнюю роль у нас играют прогнозы на внутренний урожай. Пока они противоречивы, и неясно, чего от них ждать, однако специалисты рекомендуют «не расслабляться» и готовиться к повышению цен. По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, за прошлый год базовые продукты питания подорожали не менее чем на 25%, а лидером по росту цен стало именно растительное масло, подскочив до 40%. Г-н Янин отмечает: цены на него в нашей стране сейчас «на максимуме». В Москве, например, литровая бутылка стоит в среднем 65 руб. – уровень, еще год назад считавшийся запредельным. Вместе с тем эксперт уверен, что рост продолжится, «а насколько серьезно – зависит от конкуренции между рынками и торговыми сетями».