19.03.2008  Транспорт России разовьется благодаря новой ФЦП

   Подробно о федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы» рассказал на расширенном заседании комитета Государственной думы РФ по транспорту заместитель министра транспорта Александр Мишарин.
   Он подчеркнул, что на прошлогоднем заседании Госсовета в Красноярске проблема развития транспортной инфраструктуры страны была поставлена во главу угла.
   «Ее значение в создавших на сегодня экономических условиях возрастает: транспорт не может своей неразвитостью тормозить остальные отрасли, инфраструктура должна перейти от периода модернизации к развитию, перейти на инновационный путь синхронно с остальными сферами экономики», - отметил А.Мишарин.
   Реализуемая сейчас ФЦП по развитию транспортной системы на период с 2002 по 2010 гг. помогла не допустить деградации системы, остановить неуклонный спад пассажиропотока, обеспечить рост транспортной подвижности населения, увеличить совокупный грузооборот. В числе заслуг данной ФЦП – строительство санкт-петербургской окружной дороги, двенадцати мостов, реконструкция аэропортов, морских терминалов и портов, паромных переправ.
   «Уже в 2006 году Россия впервые за период реформ превысила уровень переработки морских грузов в СССР, а в 2007-ом разница составила 13%», - добавил А.Мишарин.
   Однако неравномерность в региональном развитии транспортной сети дает о себе знать не в меньшей степени, чем отдельные успехи: постепенно расширяющаяся от Кольского полуострова и захватывающая весь Восток страны зона угрожающе низкого развития транспортных сетей диктует обратить внимание на такие безотрадные факты, как отсутствие в пяти субъектах федерации железнодорожного сообщения, а в четырнадцати - безусловное доминирование авиационного транспорта как единственно доступного вида сообщения. На фоне сокращения аэродромной сети в три раза за период реформ эти цифры выглядят крайне тревожно.
   «В стране недостаточно развиты гражданская авиация, водный транспорт, недостаточно используется и транзитный потенциал страны, измеряемый лишь одним процентом от общего грузооборота, несмотря на то, что в прошлом году 30%-ный рост все же был достигнут», - сообщил А.Мишарин.
   По его словам, многие транзитные пути теперь следуют в обход России, и эту тенденцию можно переломить развитием инфраструктуры.
   «Нам, например, должны быть интересны не только Азия и Европа, но и Соединенные Штаты. Как оказалось, некоторые трассы грузоперевозок, если их провести через Россию, на 7-8 тыс. км короче, чем традиционные», - заметил А.Мишарин.
   За последнее время существенно ухудшилось и состояние автодорог России: почти все они сегодня работают с перегрузкой и свыше трети их требуют срочной модернизации. Уровень автомобилизации в пять раз выше прироста строительства новых дорог. Ежегодные потери от малой пропускной способности дорог в России составляют до 3% ВВП.
   В сфере железнодорожного транспорта износ основных фондов и вовсе составляет 60%, а износ подвижного состава – 80%.
   Перевозки воздушным транспортом для большинства россиян недоступны – лишь 3% граждан пользуются ими. Если в США за последние 6 лет тарифы на авиабилеты снизились на 7%, в России они, напротив, выросли в 2 раза.
   В период с 1992 года количество аэродромных полос с твердым покрытием сократилось в 3 раза, и большинство из них построено 20 лет назад, что соответствует концу срока службы любой аэродромной полосы.
   Ощущается и нехватка морских портов. Нужно приложить усилия для развития внутреннего водного транспорта.
   Все эти задачи призвана разрешить ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».
   «Программа рассчитана на конкретные проекты и транспортные компании. Главной ее целью является скоординированное развитие всех видов транспорта в России на основе региональных схем стратегического планирования», - отметил А.Мишарин.
   По его словам, целей у программы пять:
   1. Развитие современной транспортной инфраструктуры в России.
   2. Повышение доступности транспортных услуг для населения.
   3. Повышение конкурентоспособности отечественного транспорта.
   4. Повышение комплексной безопасности на транспорте.
   5. Улучшение инвестиционного климата в транспортной сфере.
   Исходя из расчетов, в результате реализации программы транспортная подвижность населения страны должна увеличиться в 1,3 раза. Будут построены новые высокоскоростные магистрали, 86 аэропортов федерального значения, 300 пассажирских речных причалов. Предполагается оснастить транспортную систему страны дополнительно шестьсот шестьюдесятью воздушными судами и двенадцатью тысячами железнодорожных пассажирских вагонов. Более четырехсот шестидесяти населенных пунктов России будут обеспечены новыми видами наземного транспорта, а объем экспорта транспортных услуг достигнет $23 млрд в год.
   Предполагается применить для реализации ФЦП механизмы частно-государственного партнерства (ЧГП).
   Госзаказчиком программы выступает Министерство транспорта РФ, заказчиком подпрограмм – федеральные транспортные агентства.