19.03.2008 Иностранные деньги не пустят в российские СМИ Государство намерено ограничить доступ иностранного капитала в российские СМИ: как радио и телевидение, так и печатные. Законопроект «О порядке осуществления иностранных инвестиций в компании и организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности» собирается в пятницу рассмотреть Госдума. Перечень организаций, которых коснется документ, депутаты ко второму чтению решили пополнить интернет-провайдерами и СМИ. Однако в окончательном варианте провайдеров вычеркнули из списка, а СМИ в нем остались. Во вторник председатель думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум сообщил журналистам, что введение ограничений для печатных СМИ будет определяться их тиражом. Таким образом, к оценке СМИ подключается ФАС – если антимонопольная служба признает положение того или иного медиа-ресурса доминирующим, иностранным инвесторам придется согласовывать свое желание купить мажоритарный пакет акций этого СМИ с государством. Для радио и телевидения будут установлены требования, связанные с вещанием. Организации будут подпадать под действие законопроекта, если они осуществляют вещание на территории более половины российских регионов. Согласно законопроекту, иностранная компания, пожелавшая приобрести более 50% акций предприятия, относящегося к стратегической отрасли, должна будет обратиться за разрешением на сделку в «уполномоченный орган», а окончательное решение через три-шесть месяцев примет комиссия во главе с премьером. Участники медиарынка не считают предлагаемые нормы жесткими. Во всех странах мира существует ограничение на количество акций, которые могут принадлежать в медиа иностранным инвесторам, говорит президент «СТС Медиа» Александр Роднянский. Желание любого государства защитить свои основные бизнес-отрасли совершенно оправдано, убежден он. Гендиректор ИД «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин также поддерживает решение государства ограничить доступ иностранных инвесторов в Россию. Он приводит в пример страны Восточной Европы, в которых отсутствие подобных ограничений привело к полному отсутствию национальных СМИ - все они принадлежат немецким и американским медиа-корпорациям. Россия стремится к автономной позиции и суверенитету в большой политике, поэтому мы допустить такого поглощения рынка не можем. Впрочем, поглощения медиабизнеса в России иностранцами уже в любом случае не получится. Если еще в 2005 году, к примеру, из шести существовавших на тот момент дециметровых каналов пять контролировались западными инвесторами, то сегодня иностранцев на общедоступных телеканалах практически не осталось. За последние два-три года крупные российские медиахолдинги, официально или неофициально связанные с государством, выкупили мажоритарные пакеты акций и крупных телеканалов, и крупных издательских домов. |