18.03.2008  Санкт-Петербург: растет спрос на фаст-фуд

   Торговые сети быстрого питания пользуются на рынке общепита Санкт-Петербурга неизменным спросом. Владельцы сетей активно занимают фуд-корты в новых торговых центрах.
   В прошлом году оборот общепита увеличился на 10,5% по сравнению с 2006 г., до 30,8 млрд рублей, сообщает Комитет экономического развития Санкт-Петербурга. Годом раньше рынок вырос на 4,7%. В городе действует 5912 предприятий общепита, из них 37,3% — заведения быстрого питания. В 2007 г. открылось 480 предприятий.
   Директор по маркетингу сети «Чайная ложка» Игорь Колынин оценивает рост рынка в 20-30% в год. С ним согласен Владислав Дудаков, президент сети кофеен «Кофе хауз». Рост происходит за счет фаст-фуда и повседневного питания (casual dining), замечает Андрей Петраков, исполнительный директор «Ресткон». На сегодняшний день крупные инвесторы предпочитают вкладывать средства именно в подобные торговые сети.
   Среди сетевых заведений наиболее динамично развиваются объекты фаст-фуда, кафе и демократичные рестораны уровня масс-маркет. Именно они, а в особенности фаст-фуд, особенно привлекательны для клиентов, а значит, являются наиболее выгодными и для вложения инвестиций.
   Данный сегмент опережает другие сегменты рынка общественного питания по многим показателям. Так, например, средний оборот одной точки в сети фаст-фуда примерно в 2 раза выше, чем у сетевого ресторана, в 2,5 раза - чем у сетевой кофейни и в 3 раза - чем у сетевой пиццерии. Это естественным образом отражается на рентабельности, сроках окупаемости и в целом на предпочтении инвестора вкладывать деньги именно в сетевой фаст-фуд. Данная закономерность четко прослеживается и на рынке, доля предприятий быстрого обслуживания в общем количестве заведений городского общепита составляет около 36%, большинство из них работает по сетевому принципу.
   По данным КЭРППиТ, около 1100 подобных предприятий работают в центральном районе Санкт-Петербурга, в следующем за ним по численности Петроградском — всего около 600. Новые заведения в центре открывать уже сложно, говорит Дудаков. Арендная плата за некоторые помещения удвоилась, рентабельность становится нулевой, сетует Колынин. «Даже на Пионерской улице просят 250 у. е. за 1 кв. м в месяц», - возмущается Ольга Завальская, директор по маркетингу «ПСК-холдинга» (управляет ресторанами «Фрикадельки» и «Две палочки»). Высокая арендная плата и скученность заставляют сети уходить на периферию, где самые перспективные места — фуд-корты в ТРК, резюмирует она.
   Аренда в ТРК, по словам Колынина, стоит порядка $100 за 1 кв. м. Сеть платит только за место для кухни, а это в среднем 60 кв. м по сравнению с 150-200 кв. м в обычном кафе, говорит он. Количество сетей общепита за последние годы заметно увеличилось, новые игроки начинают именно с фуд-кортов, отмечает гендиректор УК «Атлантик-сити» Сергей Швецов. Если бы не ТРК, сетевым заведениям негде было бы развиваться, констатирует Петраков.