17.03.2008 На рынке детских товаров РФ - только 10% отечественных производителей С 18 по 21 марта в МВЦ «Крокус ЭКСПО» пройдет II Международная специализированная выставка «Игрушка 2008», организованная Национальной ассоциацией игрушечников России. В понедельник, 17 марта, в «Президент-отеле» состоялся приуроченный к выставке Конгресс производителей детских товаров. Наиболее серьезные проблемы отрасли осветила заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова. Так, по ее словам, отечественные производители занимают лишь 10% российского рынка детских товаров. Для их деятельности не создано необходимой законодательной базы: до сих пор нет федерального закона о торговле, как нет ни одного технического регламента в данной сфере. Кроме того, не предусмотрено налоговое стимулирование производителей игрушек, которые представляют собой общественно значимый бизнес. Поддержал негативные настроения С.Орловой руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко. «В последние годы мы упустили эту работу (воспитание детей посредством игрушек), ее прибрали к рукам алкогольные напитки: у молодежи сформировалось представление, что успешным можно быть только с бутылкой пива в руках», - заявил он. При этом, добавил главный санитарный врач России, роль игрушечников как основных воспитателей подрастающего поколения «неоценима». Как отметил Г.Онищенко, в последние годы на рынок игрушки приходят новые технологии и материалы, но в этом есть и определенный риск, так как возрастает и важность обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Требования к игрушкам на законодательном уровне в последнее время начали формироваться, в частности, появилась методика санитарно-эпидемиологической оценки игрушки. По словам Г.Онищенко, больше всего отклонений в качестве игрушки наблюдаются в области санитарно-химических показателей. В целом же, сообщил он, среди основных нарушений при реализации игрушек в России наиболее часто встречается отсутствие полной и достоверной информации о товаре; отсутствие документов, подтверждающих качество игрушек; наличие дефектов производственного характера и нарушение санитарных норм производства и реализации игрушек; несоответствие требованиям законодательства о безопасности. В то же время, по словам главного санитарного врача России, в прошлом году отмечалось существенное снижение количества игрушек, не соответствующих параметрам безопасности. «Это обнадеживает», - заметил он, добавив, что беспокойство по-прежнему вызывает большое количество нарушений в Москве и Московской области, Самаре, Новосибирске, Владивостоке, Ярославле и др. Завершая свое выступление, Г.Онищенко подчеркнул: «Мы намерены развивать национальный рынок игрушки». При этом он пояснил, что это вовсе не означает, что на российском рынке детских товаров не смогут работать иностранные предприятия, напротив, для них будут создаваться благоприятные условия, однако к ним будут предъявляться требования по соблюдению особенностей российской национальной культуры в производимых и реализуемых ими игрушках. «Мы хотим, чтобы наша игрушка была российской игрушкой», - резюмировал главный санитарный врач России. Приветствие участникам конгресса направил мэр Москвы Юрий Лужков, его зачитала начальник управления Департамента науки и промышленной политики г. Москвы Раиса Мельникова. «Это мероприятие проходит в Год семьи, когда проблемы материнства и детства являются задачами первостепенной важности. Поэтому создание благоприятных условий для развития отечественного производства детских товаров, игр и игрушек является важнейшей составляющей комплекса мер по решению этих задач. Большое уважением вызывает труд производителей детской продукции: эти люди сохраняют традиционный российский стиль, который всегда отличался самобытностью и духовностью. Выражаю уверенность, что такие мероприятия будут способствовать развитию отрасли детской игровой продукции, которая имеет широкие перспективы», - отмечается в приветствии. Р.Мельникова добавила, что «Москва всегда относилась к производителям детской продукции с уважением», а столичное правительство предпринимает шаги для поддержки таких предприятий. Так, в апреле состоится круглый стол по проблемам производителей детской продукции. Она полагает, что у отрасли есть серьезные перспективы роста, а задача властей – способствовать повышению конкурентоспособности отечественной детской продукции. Состояние отрасли охарактеризовала президент Национальной ассоциации игрушечников России Антонина Цицулина. По ее словам, отрасль «выпала из сферы государственного влияния», а решение вопросов ее развития не входит в компетенцию ни одного федерального министерства и ведомства. С этим связаны отмечающийся сегодня «провал» в законодательстве и отсутствие на государственном уровне четкой стратегии развития отрасли. При этом А.Цицулина отметила, что сейчас необходимо разработать государственную политику в отношении развития инфраструктуры детства, а функции координатора по реализации такой политики нужно возложить на единый федеральный орган. Кроме того, следует провести ревизии всех обязательных требований к отрасли и устранить устаревшие и избыточные. Повышению конкурентоспособности производителей препятствует недостаточный уровень развития промышленного дизайна. А.Цицулина выразила надежду, что потребности отрасли найдут свое отражение в программе развития промдизайна Минпромэнерго. Также она считает необходимой государственную поддержку в части софинансирования работ и услуг по зарубежному патентованию российских разработок в сфере детской продукции. Нуждается в поддержке и выставочная деятельность игрушечников, и в этом отношении А.Цицулина отметила существенную помощь, которую получают компании от столичного правительства, в частности, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы. Аналогичную поддержку предоставляет также правительство Санкт-Петербурга. В области развития российского таможенного законодательства, считает А.Цицулина, важным является упрощение процедуры таможенного контроля и снижение стоимости ее прохождения. Кроме того, необходимо разработать постановление Правительства РФ по отмене таможенных пошлин и ввозного НДС для импортируемого игрушечниками оборудования и сырья, не производимых на территории России. И в целом, уверена она, нужно ввести «налоговые каникулы» для отечественных производителей детских товаров на три года. В части налогового стимулирования игрушечников, считает А.Цицулина, «нужны беспрецедентные меры, и в отношении производителей детских товаров их бояться не надо». Большое значение для игрушечников имеет и подготовка квалифицированных кадров, и А.Цицулина отметила необходимость субсидирования затрат предприятий на обучение сотрудников, полной компенсации затрат на выплату стипендий, а также затрат на подготовку и переподготовку кадров малым и средним бизнесом. При этом А.Цицулина отметила, что на российском рынке практически отсутствуют товары, использующие образы отечественных героев мультфильмов или фильмов. Она уверена, что в дальнейшем предстоит «изменить отношение к детской отрасли», создав программу развития российской игрушки. В качестве примера она привела идею создания специализированных магазинов, продающих исключительно российские игрушки. Особую роль в развитии отрасли призвана сыграть Ассоциация индустрии детских товаров: обращение о ее создании было распространено среди участников конгресса. Как отметила А.Цицулина, эта ассоциация должна не столько лоббировать интересы игрушечников во властных структурам, сколько консолидировать и координировать усилия производителей детских товаров и способствовать развитию отрасли. |