13.03.2008 КонфОП: россиян "завалили" вредными продуктами Всемирный день защиты прав потребителей, отмечаемый во всем цивилизованном мире 15 марта, в России можно отнести к праздникам "со слезами на глазах". В последнее время главным "бичом" потребительского рынка страны стали некачественные и опасные для здоровья продукты питания, которые благодаря агрессивной рекламе и "лобовым" атакам маркетологов настигают нас повсеместно. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказались дети. О том, что проблема нездорового питания детей вышла на одно из первых мест среди проблем общественного здравоохранения страны, подробно рассказал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. По его словам, неправильное питание способствует росту числа серьезных заболеваний, таких как ожирение и сахарный диабет. "Следует считать заблуждением тот факт, что россияне плохо питаются, потому что мы (граждане РФ) бедные. Доходы населения неуклонно растут, а качество еды оставляет желать лучшего по сравнению с качеством продуктов питания в цивилизованных странах", - отмечает Д.Янин. По его мнению, культура потребления здоровой пищи формируется из нескольких слагаемых. Это государственная политика, просвещение население и, наконец, законодательство. Ничего из этих трех факторов в РФ практически не работает, утверждает Д.Янин. По его мнению, в первую очередь, следует защитить детей и их родителей от маркетинга нездоровой пищи, рекламы в СМИ и на телевидении опасных для здоровья продуктов детского питания, содержащих избыточное количество солей, сахара и вредных добавок. КонфОП готов пойти на радикальные меры по защите прав потребителей на отечественном рынке продуктов питания. Предлагается, в частности, запретить рекламу всех продуктов питания для детей до 6 месяцев, а также запретить с 6 часов утра до 9 вечера рекламные ролики всех продуктов питания с повышенным содержанием соли, сахара и жиров. По словам Д.Янина, особенно привлекательно выглядят в рекламных роликах мультипликационные персонажи, весело жующие продукты, состав которых вреден для детского организма. В ближайшие дни "мы намерены подать в суд на одно крупное предприятие "фаст-фуда" в своем меню имеющее так называемый детский обед, - сообщил глава КонфОП. – Мы считаем это введением потребителей в заблуждение, так как продукты не являются детским питанием". Совершенно очевидно, что борьба КонфОП с крупнейшими игроками на потребительском рынке страны (не только российскими, но и зарубежными) будет больше похожа на войну, так как на кону стоят большие деньги. Оборот рынка детского питания в РФ ежегодно растет на 25%. В 2007 г. объем продаж в этой сфере составил 1 млрд 100 млн долл. Производители детского питания пытаются расширить не только продуктовый ассортимент, но и получить законодательное право увеличить возрастной диапазон для детской продукции, в частности, получить разрешение реализовывать соки для малышей в возрасте менее полугода. Следует напомнить, что маркировка на пакетах соков о пригодности их употребления детьми позволяет производителям получать льготу по НДС – всего 10%. Как утверждает Д.Янин, 19 марта Госдума собирается рассматривать во 2-ом чтении два законопроекта технических регламентов, которые позволят выпускать соки для детей с 0 месяцев. "Мы постараемся снять с рассмотрения эти документы", - сообщил Д.Янин. По словам Д.Янина, в Госдуме уже четыре года пылится закон, обязывающий обогащать пищевую соль йодом. РФ остается практически единственной в цивилизованном мире страной, где проблема йододефицита не решена. Нехватка йода – прямой путь к заболеваниям щитовидный железы. Кроме того, около 10% российских детей испытывают недостаток йода, влияющий на работу головного мозга. В Европе уже придумали действенный и наглядный способ борьбы с некачественной едой – на этикетках продуктов кроме традиционной информации о количестве содержащихся в нем сахара и соли изображается светофор. Если нарисован горящих зеленый свет, значит продукт не опасен для здоровья, а если красный свет – то следует считать его вредным. В России принцип "светофорной" маркировки продуктов питания не собираются внедрять в ближайшее время. Более того, на упаковках не содержится полной информации о характеристиках продуктов питания. По словам Д.Янина, у лоббистов продовольственного рынка другие рычаги воздействия на власть, нежели те, которые имеются у КонфОП. У данной организации даже нет бюджетной горячей линии, по телефонам которой граждане могли пожаловаться на некачественные продукты питания, распространяемые на рынке. По мнению Д.Янина, в отличие от США и ЕС, власти России не имеют политической воли для отстаивания интересов граждан страны в части качественной и здоровой пищи. |