12.03.2008  Нижегородская область: предпринимателям Городца нужно объединяться

   
   Крупные торговые сети, пришедшие в 2007 году в Городецкий район Нижегородской области, оттянули у мелких магазинов покупателя. Предприниматели говорят, что чиновники должны создать такую систему протекционизма, при которой приходящие сети закупают товары первой необходимости - хлеб, масло, молоко - только у местного бизнеса.
   В 2007 году на рынок Городецкого района пришли такие сети, как "Перекресток", "Магнит", "Пятерочка", SPAR, "Копейка", "Эльдорадо", "Мебель Плюс", "Элком", "Райцентр". Несмотря на увеличение товарооборота (в г. Заволжье в сопоставимых ценах в 2007 г. он стал на 15% больше, чем в 2006 году), их приход отрицательно сказался на бизнесе предпринимателей, имеющих небольшие магазинчики и мини-маркеты площадью менее 50 кв. м. Сегодня выдерживать конкуренцию с крупными сетями могут только торговые точки среднего класса формата "Магазин у дома", расположенные в жилых кварталах.
   По словам начальника отдела промышленности, торговли и предпринимательства администрации Заволжья Нины Кудрявцевой, местный бизнес проигрывает сетям и по технологиям, и по ассортименту, и по качеству обслуживания. К тому же некоторые торговые точки уже не отвечают санитарным требованиям из-за отсутствия в них водопровода и канализации. У местных предпринимателей часто нет средств на высокую зарплату работникам. Они боятся вкладывать деньги в ремонт, новое оборудование, благоустройство прилегающей территории из-за того, что аренда может быть не продлена. Ведь федерального закона на первоочередное право выкупа магазина лицу, арендовавшему его в течение трех лет, все еще нет.
   Поэтому, по словам Кудрявцевой, чтобы выжить, предпринимателям города и района надо объединяться и создавать свои сети, сохранив при этом форму собственности.
   Только тогда они смогут составить достойную конкуренцию иногородним компаниям.
   Так, например, несколько лет назад поступили в Москве, и только благодаря этому московские предприниматели, занятые в торговле, выжили.
   Инициатива объединения должна исходить от бизнеса. По словам начальника управления экономики Городецкой районной администрации Оксаны Жестковой, на территории района действует ряд структур, выражающих интересы предпринимателей, в том числе и занимающихся торговлей. Это совет по развитию предпринимательства при главе МСУ района, АНО "Городецкий центр развития малого бизнеса", гильдии предпринимателей г. Заволжья.
   Но гендиректор ООО "Легенда" (сеть магазинов и одно кафе) Андрей Возов считает, что идею объединения надо рассматривать на уровне первых лиц района и города с присутствием представителей бизнеса, чтобы получить гарантии и поддержку от властей.
   Выход из ситуации Андрей Возов видит во введении в районе системы протекционизма, как это сделано, например, в Арзамасе, где сетевики торгуют продукцией первой необходимости - хлебом, молоком, маслом только местных производителей.
   Программы "Покупай арзамасское" в действительности нет, говорит Оксана Жесткова, - она пока еще находится в стадии разработки. А то, что шло под лозунгом "Покупай нижегородское", - это был план мероприятий. И до середины 2007 г. при разработке подобных программ "Покупай... чье-то" к ним был ряд вопросов со стороны Федеральной антимонопольной службы, но летом была принята федеральная программа "Развитие АПК на 2008-2012 гг.", которая позволяет ставить в приоритеты и продвигать товары местных производителей в территориальном разрезе.
   "Согласно ей мы и будем помогать нашим городецким компаниям, а в перспективе будет разработана и районная программа "Покупай городецкое". С другой стороны, некоторые местные торговые организации имеют претензии к продукции городецких производителей, например, к хлебу, - сказала замначальника отдела экономики и стратегического планирования администрации Городецкого района Елена Крат. - Их не устраивает узкий ассортимент хлеба, иногда и его качество, также случаются нарушения графиков поставки».
   Проблема высокой конкуренции в торговле, по мнению властей района, в том, что бизнес в массе своей не прислушивается к рекомендациям "сверху". "Почему вы открываете магазины, а не мини-пекарню, турбюро или что-то другое? - задала вопрос на встрече с предпринимателями Городецкого района Елена Крат. - Юридической базы для того, чтобы настаивать на строительстве того или иного объекта, у администрации нет, она только дает согласование на открытие чего-либо согласно действующему законодательству».
   По словам Оксаны Жестковой, есть положительные примеры, когда предприниматели "прислушивались к рекомендациям и открывали, например, кафе, автомойки, есть, и они сейчас успешно развиваются".
   Но из слов самих представителей бизнеса можно сделать вывод, что контакта с властью в этом направлении нет. В частности, по словам Андрея Возова, "складывается ощущение, что со стороны местной администрации отсутствуют какие-то рекомендации, что именно строить: пекарню, кафе или кинотеатр. Поэтому и строятся только торговые центры, в которые затем приезжают "Перекресток", "Магнит" или какая-то другая иногородняя сетевая компания".
   В Швейцарии, как сказал городецкий предприниматель Георгий Колесов, рядом с продуктовым магазином никогда не откроется подобный, муниципалитет просто не разрешит это сделать, потому что эта торговая точка полностью обеспечивает население близлежащих домов. У нас же магазины растут, как грибы после дождя, где попало, а товарооборот стоит на месте. То есть местные предприниматели начинают работать себе в убыток. «А цель сетевиков понятна - захватить рынки, они приходят и дают минимальную торговую наценку, мы себе такого позволить не можем, наша деятельность просто станет нерентабельной. Поэтому я был вынужден пойти на франшизу и плачу за использование брэнда 28 тысяч рублей ежемесячно, а если бы не пошел на это, тогда бы погиб», - сказал предприниматель.
   Открытие крупных магазинов создало и текучку кадров в местных торговых точках.
   Дефицит рабочей силы, подчеркнула Оксана Жесткова, характерен не только для малых торговых предприятий района, но ощущается и на некоторых промышленных. Это обусловлено сразу несколькими причинами: зарплатой на уровне прожиточного минимума (в малом бизнесе она в среднем по району 4 тыс. рублей), отсутствием соцпакета, негибким графиком работы. Из-за этого квалифицированные сотрудники предпочитают искать работу в крупных сетевых магазинах района или вовсе уезжают в Нижний Новгород. Поэтому привлекать и удерживать у себя кадры малый бизнес сможет только нормальными условиями труда и высокой зарплатой.
   Но сегодня в Городце просто нереально приблизить зарплату торговым работникам к уровню областного центра, констатировал Андрей Возов. «Там совсем другой товарооборот, другое количество покупателей, по сравнению с нашим районом в десятки раз больше. А арендная плата, если брать окраины Нижнего Новгорода (Автозавод, Сормово, Печеры), приблизительно сопоставимая. "При всем желании я не смогу поднять зарплату своим работникам, для этого мне надо поднимать цены.
   Но тогда у меня сразу же упадет товарооборот и придется увольнять людей", - отметил Возов.
   В связи с тяжелой кадровой ситуацией в районе Городецкий центр занятости населения начал реализацию нового проекта "Я б в рабочие пошел". Районное райпо изъявило желание участвовать в нем и в течение четырех месяцев обучать старшеклассниц профессии продавца. Но пока учениц всего пять, и готовят их в расчете на работу в магазинах райпо в глубинке района.