07.03.2008  От ограничения торговой наценки могут пострадать мелкие производители

   Минсельхоз хочет ограничить торговую наценку сетей на социально значимые продукты в пределах 10–12%. Ритейлеры не ждут от этой меры ущерба для своей прибыли, зато пострадать могут мелкие производители, считают эксперты.
   На социально значимые товары, такие как хлеб, молоко, яйца, торговая наценка не должна превышать 10–12%, считает министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. «Сейчас мы ведем дискуссию по этому вопросу с Минэкономразвития», – сообщил он в четверг после заседания правительства.
   Нововведения должны войти в проект закона о торговле, который МЭРТ разрабатывает с 2006 года при участии Федеральной антимонопольной службы и Минсельхоза. Таким образом, введенное вместе с замораживанием цен на ряд продуктов первой необходимости ограничение торговой наценки может быть закреплено законодательно и будет действовать постоянно.
   В отличие от добровольно-принудительного «замораживания» цен, идею зафиксировать торговую наценку эксперты восприняли более позитивно. «Это хорошая идея, замечательная», – считает Елена Тюрина, директор Института аграрного маркетинга. Но для реализации этой идеи государству придется организовать систему мониторинга, отслеживающие цены поставки и цены на прилавке. «Это очень затратный проект», – отмечает Тюрина.
   Сами ритейлеры не ожидают большого ущерба от возможного ограничения наценки. «На нас эта мера окажет незначительный эффект, так как наценка фиксируется только на 5–6 видов социальных товаров, а ассортимент большинства наших магазинов составляет около 3,7 тыс. позиций», – говорит Федор Рыбасов, вице-президент группы компаний «Дикси». «Социально значимые товары – это не те товары, на которых мы зарабатываем, – подчеркивает Рыбасов. – Таким образом, введение фиксированной наценки на социальные товары не скажется на нашей прибыли».
   Чтобы компенсировать потери прибыли, возникшие из-за ограничения торговой наценки, розничные сети переключатся на товары, не являющиеся социально значимыми, подтверждает Елена Тюрина. Так же поступят и крупные производители, добавляет аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков.
   А вот мелкие производители могут пострадать, считает эксперт. «В их прибыли большую часть составляют социальные товары, а ритейлеры будут ограничивать свои закупки у них, отдавая предпочтение несоциальным товарам», – говорит аналитик.