05.03.2008 Выручка российских розничных сетей составила более $30 млрд По данным аналитиков информационно-консалтинговой компании «INFOLine», прирост выручки российских розничных сетей FMCG в 2007 составил 46,7%, а общей торговой площади – 36%. Совокупная выручка 25 ведущих ритейлеров в 2007 году составила более 30 млрд долл., а торговая площадь – более 5 млн кв. метров. Лидерами по критерию «выручка» среди ведущих торговых сетей, по данным компании «INFOLine», являются следующие ритейлеры: «X5 Retail Group N.V» («Пятерочка» и «Перекресток») – более 5,2 млрд долл.; «МЕТРО Кэш энд Керри» («Metro C&C») – более 4,6 млрд долл. (оценка); «Тандер» («Магнит») – более 3,6 млрд долл.; «Ашан-Россия» («Auchan») – более 3,2 млрд долл. (оценка). Прирост выручки компаний обусловлен реализацией масштабных инвестиционных программам и заключениям сделок M&A. Так, «X5 Retail Group N.V» в конце 2007 года совершила две сделки по приобретению региональных сетей и ведет подготовку к реализации опциона на приобретение сети «Карусель» более чем за 1 млрд долл. Сеть «Auchan» также в 2007 году сформировала значительные предпосылки увеличения роста выручки за счет приобретения права управления 14 гипермаркетами сети «Рамстор». Аналитики компании «INFOLine» прогнозируют сохранение лидирующих позиций обозначенными компаниями. В рамках подготовки обзора за IV квартал 2007 года специалисты компании «INFOLine» провели исследование распределительных центров торговых сетей FMCG, по итогам которого, выявили 168 действующих РЦ, общей площадью 1,1 млн кв. м., а также 43 строящихся, которые будут введены в течение 2008-2009 годов. Лидерами по количеству распределительных центров являются компании «X5 Retail Group N.V» и «Тандер», чьи РЦ занимают более 25% от общей площади центров. Так, компания «X5 Retail Group N.V» владеет 10 РЦ, общей площадью 143,7 тыс. кв. м.; «Тандер» – 8 распределительными центрами, площадь которых суммарно составляет 138,4 тыс. кв. м.; «Копейка» - 7 центрами, площадью - 98,5 тыс. кв. м. Аналитики компании «INFOLine» прогнозируют, что в среднесрочной перспективе состав лидирующей группы по количеству распределительных центров и величине логистических площадей существенно не изменится, однако, ГК «Дикси» по итогам 2008 года выйдет на четвертое место после ввода РЦ в Московском регионе. В рамках обзора информационной активности 20 ведущих торговых сетей формата FMCG РФ PR-специалисты компании «INFOLine» проанализировали более 12 млн материалов, сопоставляя различные количественные и качественные показатели: объем и темпы роста банка публикаций 2006-2007, пики и причины информационной активности компаний, корреляцию между уровнем насыщения информационного поля и уровнем розничного товарооборота. Безусловным лидером по уровню информационной активности является компания «X5 Retail Group N.V». Банк публикаций ритейлера в 2007 году составил более 11000 материалов, что в несколько раз превышает показатели других компаний, также входящих в тройку лидеров. Необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие в 2007 году таких знаковых событий для рынка FMCG, как объединение торговых сетей и проведение ребрендинга, объем банка материалов «X5 Retail Group N.V» практически не изменился. Это положение обусловлено наличием стабильного интереса СМИ к деятельности компании, который сформирован посредством двух факторов: активной позицией на рынке (экспансия, эффективные коммуникации с органами власти, выпуск ценных бумаг), информационной открытостью в отношении финансовых и операционных показателей. Сопоставляя оборот торговой сети и уровень информационной активности ритейлера, PR-специалисты компании «INFOLine» выявили, что один из лидеров по выручке - «МЕТРО Кэш энд Керри», обладает крайне незначительным банком публикаций. Так, совокупный объем материалов за 2006-2077 гг. с упоминанием компании составляет около 600 публикаций; по уровню медиа-активности компания «МЕТРО Кэш энд Керри» на 19 месте из 20. По мнению специалистов по связям с общественностью «INFOLine», это положение во многом обусловлено тем, что зарубежные компании «МЕТРО Кэш энд Керри» не воспринимают российский рынок как приоритетный в развитии, что находит отражение в медиа-политике компаний. Эксперты компании «INFOLine» ожидают существенный всплеск PR-активности ритейлеров. Такие компании, как «Лента», «Карусель», «Магнит», увеличив информационную активность в 2007 году, добились и более высоких финансовых показателей. Их успешный опыт, очевидно, будет продолжен и другими компаниями в 2008 году. Информационно-консалтинговая компания «INFOLine» реализует отраслевой обзор «Торговые сети FMCG» с конца 2005 года, получая и обрабатывая данные как от конкретных торговых сетей, федерального и регионального масштаба, так и от государственных источников и средств массовой информации и другое. Регулярное проведение опросов и интервью с участниками рынка позволяет специалистам компании «INFOLine» оперативно подводить итоги по окончанию каждого квартала, а также прогнозировать тенденции развития рынка FMCG. По экспертной оценке специалистов «INFOLine», темпы роста выручки торговых сетей несколько замедлится, но, тем не менее, тройка лидеров сохранит свои позиции. |