22.02.2008  Москва: боулинг становится самым модным развлечением москвичей

   Бум на открытие боулинг-центров пришелся на последние пять-восемь лет. Сегодня Сегодня трудно найти район столицы, который не пестрел бы вывесками «Боулинг-клуб». И все равно по сравнению с США в нашей стране этот бизнес развит достаточно слабо. Если в Америке одна дорожка для боулинга приходится на 2 тыс. человек, то в России – на 65 тысяч.
   Но аналитики рынка прочат большое будущее стремительно развивающейся индустрии. По словам маркетолога Антона Захарова, на самоокупаемость этот бизнес выходит уже через 1,5–2 года, а ежегодный оборот от клуба на 8–12 дорожек составляет примерно 500–600 тыс. долларов, что делает отрасль весьма привлекательной для инвесторов.
   Чем больше новых заведений открывается, тем доступнее становится этот вид отдыха. «Когда все только начиналось, – вспоминает генеральный директор одного из боулинг-клубов Станислав Горшков, – заморской диковинкой могли себя потешить только состоятельные люди, ведь час игры стоил примерно 100–150 долларов. Теперь же дорожка на час в среднем по Москве стоит 350–500 рублей в дневное время по будням и 600–800 рублей в выходные и по вечерам, а сами клубы ориентируются на средний класс».
   Боулинг-центры рассредоточены по всей Москве: их предостаточно как в пределах Садового кольца, так и на окраинах города. Подавляющая часть игроков приходит катать шары после работы. Поэтому большинство заведений располагаются вблизи офисных зданий или в крупных развлекательных центрах. Желательно также, чтобы они находились в пешей досягаемости от метро и наземного общественного транспорта, так как второй наплыв посетителей бывает в пятницу, субботу, с восьми вечера и до рассвета.
   Отличить хороший боулинг от плохого очень просто. Во-первых, владельцы не должны экономить квадратные метры. Считается, что на одну дорожку требуется около 100 кв. метров. Помещение не должно быть менее 35 метров в длину, ведь только дорожка занимает 25, а необходимо еще пространство для разбега и место для отдыха. Во-вторых, у каждого уважающего себя боулинга должны быть удобные подъезды, просторная парковка, кафе и бар на территории. Хорошим тоном считается, когда помимо самого боулинга в клубе есть еще какие-нибудь развлечения, например, бильярд, а также магазин, где боулеры смогут купить личные шары, обувь и другие аксессуары.
   Существующие на сегодняшний день заведения можно условно разделить на четыре вида. Первый – спортивные боулинги. Они находятся при стадионах, спорткомплексах и в фитнес-центрах. Подобные заведения становятся местом общения любителей спорта и служат скорее дополнением к занятиям физкультурой, нежели самостоятельным развлечением. Сюда приходят тренироваться профессиональные боулеры и те, кто хочет поднять свой уровень. Помимо дорожек и всех прилагающихся к ним элементов, в подобном месте обязательно должен быть дриллер – человек, который высверливает отверстия в шарах, адаптируя их под руку клиента.
   У семейного боулинга совсем другие задачи. Это, как правило, достаточно большой развлекательный центр для семейного и корпоративного отдыха с ресторанами, кафе, детской комнатой и сопутствующими забавами. Основной упор в таких заведениях делается на проведение различных праздников и корпоративных мероприятий. Поэтому наряду с боулинг-тренерами владельцы должны иметь в штате массовиков-затейников и воспитателей, которые будут приглядывать за детьми, пока родители отдыхают.
   Семейные боулинги всем хороши, только перед тем, как туда отправиться, лучше заранее уточнить режим работы, поскольку очень часто, особенно в преддверии праздников, они на одну-две недели расписаны по крупным заказчикам.
   Для студентов и вообще для молодежи существует другая категория заведений – боулинг-клуб при больших развлекательных комплексах. Они отличаются демократичностью во всем: и в дизайне, и в ценовой политике. Очень часто в таких местах проводятся акции с участием радиостанций, редакций журналов и пр. Чтобы быть привлекательным для клиентов этой категории, заведение должно ориентироваться на молодежную культуру: модная музыка, современный дизайн и недорогое пиво – залог хорошего боулинга для студентов.
   Последняя категория заведений для игры в боулинг – закрытые клубы. Это дорогие места для VIP-посетителей с небольшим количеством дорожек. Здесь собирается бизнес-элита и светские персонажи. В подобных заведениях существует система годовых клубных карт, которые являются пропуском в мир боулинга для избранных.
   В элитных клубах все на высшем уровне: большая охраняемая парковка, дорогие интерьеры, вышколенный персонал. Основной доход такие заведения получают не от боулинга, а от сопутствующих услуг: бара, ресторана, спортивного магазина. В закрытых боулинг-клубах стало модно проводить деловые встречи и переговоры, где зачастую решается судьба целых корпораций.