20.02.2008 Москва: малый бизнес не сдает позиции на потребительском рынке В 2008 году планируется закрыть весь комплекс Черкизовского рынка, на месте которого будут построены объекты цивилизованной торговли. Об этом заявил руководитель Департамента потребительского рынка и услуг столицы Владимир Малышков на прошедшей 20 февраля в Интерфаксе пресс-конференции, посвященной проблемам и перспективам развития потребительского рынка столицы до 2009 года. «Не секрет, что уход от налогов, отсутствие защиты прав потребителя, торговля без гарантий, торговля контрафактной продукцией происходят именно на рынках. Поэтому Москва будет последовательно избавляться от этих объектов», - пояснил В. Малышков. Говоря об итогах прошлого года, глава Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы отметил, что прошлый год стал рекордным по уровню товарооборота на потребительском рынке, который составил 2,13 трлн рублей. По его словам, сохраняется удельный вес товарооборота Москвы на уровне более 20% в общероссийском масштабе. Четыре года подряд сектор потребрынка держит лидирующие позиции по наполнению бюджета – его вклад обеспечивает более 20% столичного бюджета. На сегодняшний день в сфере потребрынка и услуг столица представлена 39 тысячами предприятий, на которых работает более 1,5 млн человек. За 2007 год эта сфера пополнилась тремя тысячами новых предприятий. Еще один итог 2007 года - рекордный рост инвестиций в отрасль, объем которых за девять месяцев составил $35 млрд. При общем росте инвестиций заметно изменилась их структура в пользу российских. Если три года назад 85% в общем объеме составляли иностранные капиталовложения, то в текущем году этот показатель снизился до 55%. «Сегодня потребительский рынок способен обеспечить любой запрос потребителя. Следующий этап развития пройдет под таким девизом для потребителя: если вы не знаете, что вам необходимо, у нас все это есть», - заявил глава департамента столицы. Он также подчеркнул, что особое внимание власти столицы уделяют развитию предприятий бытового обслуживания, что дало хорошие результаты: если в 2002-2006 гг. было открыто порядка 2,5 тыс. новых предприятий, то только за 2007 год их число выросло на 1 тыс. объектов. По словам В. Малышкова, в 2007 году практически завершена трехлетняя программа развития магазинов «шаговой доступности»: создано более 5 тыс. подобных объектов и освоено 1 млн 200 тыс. кв. м площадей. В текущем году власти намерены уделять пристальное внимание тем проблемным зонам, где по-прежнему нет комплексного обеспечения объектами потребительской сферы. Касаясь сферы общественного питания, В. Малышков подчеркнул, что по мнению зарубежных экспертов, «Москве удалось стать кулинарной Меккой». Однако в перспективе стоит задача развивать не только сеть дорогих ресторанов, которые посещают не более 40% москвичей, но и строить культурно-досуговые центры, где будут созданы не только все условия для шопинга, но и семейные кафе и культурно-развлекательные объекты для молодежи. По мнению В. Малышкова, актуальность этой задачи усиливается тем фактом, что в России 2008 год объявлен Годом семьи. На вопрос ИА «Альянс Медиа», каковы перспективы малого бизнеса, занятого в сфере торговле и услуг, В. Малышков ответил, что должно произойти и уже происходит перераспределение малого бизнеса из сферы торговли в сферу услуг. «Мы не собираемся уничтожать малый бизнес в секторе потребрынка. У нас почти половина всех предприятий малого бизнеса работает в сфере бытового обслуживания, общепита и торговли. И количество малых предприятий не уменьшается, несмотря на все заявления, что «малый бизнес задавят сети», - заверил глава Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы. Он не стал отрицать, что в торговле происходит перераспределение в пользу крупных сетевых компаний. Например, если в жилом квартале появляется новый торгово-досуговый центр площадью в 60 тыс. кв. метров, то мелкие магазины не выдерживают конкуренции. Однако в центре, как правило, представлено от 150 до 250 компаний, в том числе и малых компаний, доля которых в общем объеме - не менее 35-40%. В. Малышков заверил, что такое перераспределение обусловлено работой рыночных механизмов. Все площади нерентабельных торговых предприятий перепрофилируются под магазины «шаговой доступности» или объекты бытового обслуживания. Поэтому ежегодные потери площадей, когда объект закрывается для малого бизнеса окончательно, составляют не более 3-3,5%. «Но сети будут расти и должны расти, и я как специалист радуюсь, что в Москве развиваются мощные торговые сети. Сетевые структуры – это логистика, подготовка кадров и качество продукции. Тем более что по уровню развития сетей мы пока отстаем от США и Европы», - заключил В. Малышков. |