18.02.2008  Автомобилей все больше, бензин все хуже

   Европейская ассоциация производителей автомобилей сообщила в конце прошлой недели, что в январе продажи машин в Старом Свете сократились по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Европейцы опасаются экономического кризиса и не рискуют делать дорогие покупки. Россияне, наоборот, покупают автомобилей все больше, но у нас другая проблема – постоянно падающее качество бензина.
   Автомобильный рынок РФ вырос в 2007 году на 35%. Наибольший «вклад» в это внесли импорт новых автомобилей из-за рубежа (67%) и продажи иномарок российского производства (57%). По прогнозам экспертов, взлет отечественного автомобильного рынка будет продолжаться и дальше. И плохое состояние дорог вряд ли этот процесс сдержит.
   Однако по итогам проведенной в январе проверки 22 автозаправочных станций Москвы четыре из них были оштрафованы за реализацию топлива, не соответствующего экологическим требованиям. А вообще каждая пятая столичная АЗС заливает в баки некачественный бензин. Примечательно, что в этот раз в «черный список» департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы попали известные компании. На вывесках двух проштрафившихся заправок фигурируют «Лукойл» и Shell.
   Некоторые производители топлива, оберегая свою репутацию, вынуждены идти на технологические хитрости. Так, бензин производства НК «Альянс», который производится на Хабаровском НПЗ, «выкрашен» в зеленый цвет. И малейшая попытка в него что-нибудь добавить приводит к тому, что он «меняет окраску».
   Однако не все так щепетильны и так пекутся о собственной репутации. Вот что говорит депутат Мосгордумы Сергей Митрохин: «В стране нет системы, которая бы контролировала производство и продажу некачественного бензина. В этой ситуации соблазну могут поддаться не только фирмы-однодневки, но и компании с солидным именем. Конечно, я не думаю, что руководство крупных компаний пойдет на такой шаг. Скорее, это проблема отдельных исполнителей, персонала. Как правило, продажей некачественного топлива занимаются все же небольшие фирмы, которые регулярно меняют вывеску, спасаясь тем самым от обвинений в рецидиве», – рассказал он.
   Хуже всего переносят плохое топливо автомобили иностранного производства. А ведь именно они могли бы помочь в улучшении экологической ситуации. «Экспорт иномарок, особенно последних моделей, мог бы создать своего рода экологический прорыв, резкое снижение выброса вредных веществ, – считает Сергей Митрохин. – Но этого прорыва нет, поскольку даже очистительные системы иномарок не выдерживают атаки некачественного топлива. И потому возникает тупик. Количество автомобилей в нашей стране растет бурными темпами, а необходимые технологии и материалы, заботящиеся об экологии, остаются на прежнем уровне. В результате мы движемся к усугублению экологического кризиса».
   Проверки АЗС проводятся регулярно, и так же регулярно появляется список фирм, продающих некачественный бензин. Штраф последних четырех нарушителей составил 1,6 млн руб. Сумма не маленькая, но ничего принципиально не меняющая.
   Эксперты считают, что одними только проверками ситуацию не решить. Контролировать только розничную продажу – бессмысленно. Гарантией качества, по мнению г-на Митрохина, может стать только решение главного вопроса – ликвидация структур, которые специализируется на производстве некачественного бензина.