15.02.2008  Москва: мэр против монополизма сетевых компаний

   Причиной роста цен на продовольственные товары, который наблюдался в стране минувшей осенью, мог быть сговор между крупными сетевиками. Такое предположение высказал мэр Москвы Юрий Лужков, выступая на заседании годового актива работников потребительского рынка и услуг по итогам работы за прошлый год и задачам на 2008 г. «В других странах такие компании получили бы по заслугам от антимонопольных органов, а у нас этого не произошло. Мало того – ведь и качество продукции, поставляемой сетевиками, понижается», - добавил он.
   С основным докладом на заседании выступил руководитель Департамента потребительского рынка и услуг столицы Владимир Малышков. По его словам, в основном все задачи, поставленные департаментом в на минувший год, выполнены. Товарооборот в Москве составил 2,1 трлн рублей – это на 5,2% выше, чем в 2006 г. Торговля становится все более цивилизованной – закрываются рынки, на их местах возводятся современные торговые центры. «На вещевых рынках в прошлом году объемы продаж товаров стали меньше – снизились с 26% до 20%, и мы будем вести эту работу дальше. Пока же остался 91 такой рынок», - добавил министр. Индекс потребительских цен, по его словам, составил 110,2% - рост цен в Москве примерно на 6% ниже, чем по России в целом. Это происходит благодаря тому, что большую часть продовольствия в город поставляют собственные агрохолдинги, а также происходит выдавливание так называемых «пустых посредников», которые занимаются лишь тем, что накручивают цены.
   Всего в сфере потребительского рынка столицы на сегодняшний день работает 39 тыс. компаний, в них трудятся 1,5 млн человек. Правда, достаточно остро стоит кадровая проблема: если в 2007 г. появилось 43 тыс. новых рабочих мест, а к 2010 г. этот показатель составит 83 тыс., то ежегодный выпуск профильных специалистов составляет всего 17 тыс. человек. Решением могут стать собственные обучающие центры при крупных предприятиях потребрынка, считает В.Малышков. Он добавил, что очень нужны квалифицированные специалисты по ремонту сложной техники, меховых изделий, обуви, часов; также ощущается дефицит квалифицированных сотрудников в ресторанном бизнесе. Чуть лучше стала ситуация с предприятиями бытового обслуживания, однако их по-прежнему не хватает. «Необходимо проработать каждый квадратный метр и искать подходящие участки. Также нужно разработать типовые проекты домов быта», - считает докладчик.
   Самое пристальное внимание власти намерены уделить созданию комфортных условий для инвалидов. «В Москве инвалидов насчитывается около 1,2 млн человек, из них 26 тыс. – дети. А предприятия потребрынка – магазины, кафе, торговые центры – абсолютно не приспособлены для того, чтобы их посещали люди с ограниченными физическими возможностями. Это никуда не годится. Я предлагаю поставить вопрос так: просто не принимать в эксплуатацию объекты, не оборудованные всем необходимым для посещения инвалидами. А существующие объекты должны быть реконструированы в соответствии с этими требованиями», - подчеркнул В.Малышков. Он обратился к префектам и главам управ с просьбой тщательно изучить этот вопрос.
   Еще одна важная тема – сокращение количества объектов мелкорозничной торговли. «В 2006 г. в городе работало 9,5 таких объектов, в прошлом году их стало меньше на 20,6%, а в этом году – станет меньше еще на 30,8%. Что касается киосков и ларьков, они будут закрываться по мере истечения договоров аренды земли», - сказал глава ДПРиУ. Исключениями могут стать лишь новые районы, где пока не открыты крупные магазины. Еще большее зло, по словам министра, – несанкционированная торговля. В прошлом году она была выявлена на 103 территориях. Это, к примеру, переход около метро «Рижская», территории около метро «Речной вокзал», «Кузнецкий мост», «Арбатская», переход около института «Гидропроект» на Соколе и т.п. «Торговлю там прекращают лишь на время проведения проверок. Мы будем бороться с этим», - заявил он.
   Ю.Лужков, в свою очередь, поднял несколько не менее актуальных тем. В частности, он заявил, что в столице очень плохо развита система бытового обслуживания. «Из 39 тыс. предприятий лишь 8 тыс. работает в этой сфере. Это очень мало. В ближайшие 3 года их количество должно быть увеличено на 4,5 тыс. – по 1,5 тыс. новых компаний ежегодно», - поставил задачу глава города.
   Он поддержал В.Малышкова в том, что с рынка активно изгоняются посредники. По мнению мэра, необходимы поправки в федеральное законодательство, которые запретят работать в оптовой сфере тем организациям, которые не связаны непосредственно с товаром – т.е. не хранят или не сортируют его.
   По-прежнему актуальным остается вопрос с генномодифицированными продуктами. Пока же около 6% проверенных товаров на полках столичных магазинов содержат ГМО. «Этот компонент – опасный и неизученный. Такие продукты не должны продаваться в московских магазинах», - заявил Ю.Лужков. «Мне неизвестно, сколько ГМО может вызвать онкологическое заболевание у человека. Во многих городах и странах полностью запрещена реализация такой продукции. Нужно перенимать эту практику», - добавил Ю.Лужков. Чаще всего, по его словам, содержание ГМО выявляется в молочных продуктах.
   Также он высказался о необходимости вернуть субъектам РФ право контролировать оборот алкогольной продукции. «После печально известной «алкогольной реформы» качество алкоголя заметно ухудшилось. В результате мы видим грустную статистику по количеству погибших и пострадавших от отравления фальсификатом. От этого гибнет людей больше, чем на войне», - отметил мэр. По данным статистики, в 2007 г. в Москве было зафиксировано около 6 тыс. случаев алкогольных отравлений, а почти 1,2 тыс. таких случаев закончились смертью.
   Резюмируя, Ю.Лужков заявил, что в целом считает работу Департамента потребительского рынка и услуг столицы удовлетворительной.