14.02.2008 Краснодарский край: кубанский фастфуд поджарит конкурентов На Кубани количество точек фастфуда, как утверждают участники ресторанного бизнеса, будет увеличиваться до Олимпиады–2014. Через 2–3 года рестораны быстрого обслуживания займут 40–50% рынка общепита. Рестораны экспресс–питания выбирают места "погорячее": торгово–развлекательные центры, рынки, автомагистрали, заправочные станции, где высок поток потенциальных клиентов. В сегменте массового питания в Краснодаре работают крупные сети: McDonal’s, "Ростик’с–KFC", Subway, Sbarro, Hummy’s, а также пиццерии: "Еха–пицца", "Жар–пицца", "Луна–пицца", "Уни–пицца", закусочная "Курятник Лисса" и др. В 2008 году в Краснодарском крае собираются открыть два–три ресторана "Ростик'с–KFC" и один Subway в Краснодаре. Первые предприятия экспресс–питания появились в Краснодаре 3–4 года назад. Сейчас фастфуд занимает около 20% местного рынка общепита. "Рынок фастфуда в Краснодаре еще не насыщен так, как в Москве и Петербурге, — считает Виталий Руденко, директор ООО "Сабвэй–Юг". — Это связано с нашим южным менталитетом: в Краснодаре люди приучены есть дома. Но поскольку темп жизни ускоряется, растет число компаний и их сотрудников, которым надо питаться, через пару лет мы нагоним столицу по количеству заведений быстрого обслуживания". Оборот общепита в Краснодаре, по данным управления торговли и бытового обслуживания населения города, за 2007 год вырос до 6,3 млрд руб. (в 2006 году составил 3,4 млрд руб.). Всего в 2007 году в городе работало 1 тыс. 131 предприятие общепита на 65 тыс. посадочных мест, из них 38 ресторанов, 72 бара, 462 кафе и 140 столовых. Обеспеченность посадочными местами в предприятиях общепита — 74,7 места на 1 тыс. жителей Краснодара при средней численности населения 870 тыс. человек, сообщает Светлана Колесникова, первый замначальника управления торговли и бытового обслуживания населения Краснодара. Для сравнения: обеспеченность кафе и ресторанами в Москве — 32 посадочных места на 1 тыс. человек, в Петербурге — 57, Новосибирске — 60. Раньше ресторанный бизнес Краснодара ориентировался на Москву, сейчас — на Европу. Сергей Резников, управляющий рестораном "Фрателли", считает, что Краснодар должен формировать свою моду и не идти по пути столиц: "Ориентироваться нужно на краснодарцев: подавать понятные людям блюда и не устанавливать цены, рассчитанные на зажиточного москвича". "Наиболее широко в городе представлены заведения русской, итальянской и японской кухни, — говорит Надежда Руденко, начальник отдела маркетинга сети ресторанов "Любо". — Популярностью пользуются также фастфуд с традиционными для Америки чизбургерами и биг–маками и заведения немецкой, узбекской кухни". Рентабельность ресторанного бизнеса — в среднем 25–30%. Чтобы открыть небольшой ресторан, необходимо вложить не менее 4,5 млн руб. "Новички ресторанного бизнеса покупают квартиру на первом этаже за 2,5–3 млн руб., меняют трубы, устанавливают вентиляцию, отделывают стены еще за 25 тыс. руб., выбирают интерьер с турецкими шторами — около 1 млн руб. — и вот ресторан готов, — рассказывает Юрий Яковенко, заместитель директора ресторана "Берлинский дом". — Потом встает проблема с набором персонала и получением лицензии на алкоголь. К тому же ресторан — это не интерьер и не хорошая парковка. Чтобы бизнес приносил доход, ресторану надо создавать имидж". По словам Юрия Яковенко, наценка в ресторанах Краснодара — не менее 100%, а в Европе — около 15%. Местные заведения также стремятся к удешевлению, "чтобы человек даже завтракать ходил в ресторан". Оборот ресторана на 50 посадочных мест должен составлять около 1 млн руб. в месяц. Каждый столик должен отрабатывать 2–3 раза в день. Активность фастфуда владельцев традиционных ресторанов и кафе не пугает. "Запорожец" "Мерседесу" — не конкурент", — шутят рестораторы. Считают, что тот, кто днем обедает в экспресс–заведениях и пиццериях, вечером идет в классические рестораны. По словам Надежды Руденко (сеть "Любо"), в Краснодаре почти все точки быстрого питания сконцентрированы на фуд–кортах торговых и развлекательных центров. География же традиционных кафе и ресторанов гораздо шире. "Заведение быстрого обслуживания хорошо бы работало и вне ТРК, — говорит Виталий Руденко, директор ООО "Сабвэй–Юг". — Проблема в том, что нет мест в центре города, а если они есть, то высока арендная плата. На побережье, где тоже открывается фастфуд, голодные отдыхающие дают возможность заработать любому предприятию общепита. Но этот бизнес сезонный, наше побережье еще не на том уровне, чтобы работать там круглогодично". Оценивая возможности развития сети быстрого питания в Краснодаре, Сергей Резников, управляющий рестораном "Фрателли", говорит, что у мировых сетей, таких как McDonal’s, на этом рынке большие перспективы. "Рестораны крупных сетей занимают удобные площади, дают федеральную рекламу. Соответственно, становятся востребованными. У фастфуда, имеющего локальный характер, меньше возможностей, поэтому он менее удачен", — говорит Сергей Резников. Кирилл Привалов, заместитель генерального директора сети "Еха–пицца", также считает, что с крупными игроками местным конкурировать трудно, так как первые идут по накатанному пути, их структура шаблонна, следовательно, затраты на открытие минимальны. "Сейчас конкуренция слабая, формат фастфуда не охвачен. Крупные игроки еще не вышли на рынок, но точно появятся через 2–3 года", — уверен Кирилл Привалов. |