06.02.2008 Краснодар: объем рынка бытовой техники растет быстрее общероссийского Объем рынка бытовой техники и электроники Краснодара увеличивается на 9–10% в год, опережая общероссийские темпы роста на 1–2%. Крупные сети устремились в регионы, отвоевывая рынок у небольших магазинов. В Краснодаре около 20 крупных магазинов бытовой техники и электроники. К ним относятся гипермаркеты трех федеральных сетей: "Эльдорадо" (четыре магазина), "М.Видео" (два магазина), "Техносила" (два магазина). Представлены также ростовская сеть "Поиск" (два магазина), краснодарская сеть "Техносклад" (два магазина) и другие местные операторы ("Глобус", "Омега", "Атлас", "Электрошок", "Цель"). В январе 2007 г. открылся гипермаркет казанской сети DOMO, в декабре 2007 г. — гипермаркет "Энергия вашего дома" (Липецк). Рост объемов рынка электроники и бытовой техники продолжится еще 20–40 лет, уверены игроки рынка. По оценкам компании "Мир", объем рынка Краснодара составляет порядка $175 млн. "Краснодарский рынок растет динамично: при общероссийском уровне роста в 8% в Краснодаре объем рынка увеличивается на 9–10% в год", — говорит Елизавета Тотунова, PR–директор компании "Мир". По оценкам компании "Техносила", объем рынка в Южном федеральном округе в 2007 г. составил $380–390 млн, в Краснодаре — $120 млн. "Темпы роста рынка в ЮФО совпадают с ростом российского рынка", — считает Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью сети "Техносила". По ее прогнозам, в 2008 г. рынок вырастет на 7–8%. Федеральные сети "обгоняют" рынок. Например, в 2006 г. рост рынка составил 16%. Оборот сети "Техносила" увеличился на 69%, "М.Видео" — на 47%, "Мир" — на 41%, "Эльдорадо" — на 26% (по оценкам сети "Техносила"). Это значит, что сети отвоевывают доли рынка у более мелких игроков. Крупные сети вытеснят небольшие магазины по мере региональной экспансии, считает Надежда Сенюк: "В федеральных сетях цены ниже, потому что они могут приобретать большие партии товара по умеренной цене. Например, при открытии франчайзинговых магазинов общий объем закупок возрастает, что дает право на большие скидки у поставщика". "Как и в большинстве крупных российских городов, крупноформатные магазины (от 1 тыс. м2) вытесняют небольшие (100–300 м2), а розничная торговля все больше смещается в торговые и торгово–развлекательные комплексы", — уверена Елизавета Тотунова. Все федеральные сети планируют расширение в Краснодаре. "Техносила" собирается открыть еще один гипермаркет в сентябре 2008 г. На этом планы по развитию до 2010 г. заканчиваются. Московская компания "Мир" намерена открыть первый гипермаркет в Краснодаре в ближайшие месяцы. Компания "М.Видео" также собирается расширять сеть. "Открытие третьего магазина в Краснодаре запланировано на II квартал 2008 г., — говорит Надежда Киселева, пресс–секретарь "М.Видео". — Его общая площадь — около 3 тыс. м2". Алексей Хизетль, директор Краснодарского подразделения "Эльдорадо", заявил о планах развития в Анапе, открытии третьего магазина в Сочи и пятого — в Краснодаре: "Магазин в Краснодаре откроем во втором полугодии 2008 г. Его площадь составит около 4 тыс. м2. Это десятый магазин "Эльдорадо" в Краснодарском крае" По словам Алексея Хизетля, с открытием новой точки в Краснодаре компания планирует занять 50–60% регионального рынка до конца 2008 г. Обеспеченность магазинами электроники и бытовой техники в Краснодаре меньше, чем в Москве и Петербурге в 4–5 раз. По данным компании "Техносила", на 1 м2 торговых площадей приходится 38 человек (общая площадь магазинов — 18750 м2 по состоянию на декабрь 2007 г.). Значит, у рынка большой потенциал, говорят эксперты. Средний срок окупаемости гипермаркета — 6–7 лет. Стоимость открытия — $650/м2, для дискаунтеров — $350–400/м2. Итоговые затраты также зависят от категории товаров и выкладки. Например, при свободной выкладке товаров повышаются затраты на системы слежения. Дальнейшее развитие торговых сетей зависит от наличия коммерческой недвижимости. По словам участников рынка, торговых площадей не хватает и на их покупку проводят жесткие тендеры. Федеральные сети отходят от ценовых войн и конкурируют за счет большого ассортимента и качества обслуживания. "Формат магазина начинает играть важнейшую роль, будущее — за крупноформатной розницей, — полагает Надежда Сенюк. — Мелкоформатные магазины портят впечатление от всей сети. А большой магазин подразумевает и больший ассортимент. Например, в Ростове площади наших магазинов доходят до 5–6 тыс. м2". По словам Надежды Сенюк, спрос на технику и электронику идет волнами, резко повышаясь при появлении новых товаров, например, скачок произошел при выводе на рынок плазменных телевизоров. "Изменения в структуре спроса на краснодарском рынке типичны для городов с динамичным ростом доходов населения, — рассказывает Елизавета Тотунова. — Темпы роста продаж крупной бытовой техники замедляются, доля продаж встраиваемой техники увеличивается. Быстро растут продажи цифровой техники, а также ЖК– и плазменных телевизоров". По прогнозам Алексея Хизетля, можно ожидать дальнейшее увеличение спроса на аудио–, видео– и бытовую технику, особенно на известные бренды и дорогостоящие новинки. Темпы роста спроса снижаются из–за насыщения рынка и уменьшения доли товаров, покупаемых в кредит. По словам специалистов "Техносилы", процент продаваемых в кредит товаров уменьшился из–за появления новых видов потребительского кредитования. Если в 2006 г. доля товаров, купленных в кредит в "Техносиле", составляла 31%, то в 2007 г. — 26%. Для удержания клиентов участники рынка сверяют друг у друга цены на ходовые позиции. Основная продуктовая корзина — это "топ–100" товаров, на которые необходимо устанавливать примерно одинаковые цены. Для каждой категории товаров существует товар первой цены (самый дешевый). Часто к таким товарам относятся собственные торговые марки сетей. |