04.02.2008 Архангельская область: малый бизнес выпал из Лесного кодекса О проблемах и перспективах развития малого и среднего бизнеса в сфере ЛПК в интервью рассказал генеральный директор ООО «Нива», депутат Архангельского областного Собрания Николай Хуторянский. В.: Какие сдерживающие барьеры для развития малого и среднего предпринимательства в ЛПК существуют в России? О.: Основным сдерживающим фактором является введение нового Лесного кодекса, поскольку из него выпал малый бизнес, которому получить в аренду лесной участок стало практически невозможно. Если ничего не менять, то малый бизнес будет вынужден работать в качестве подрядчика у более крупных предприятий этой отрасли. Мы можем придти к тому, что только крупные предприятия будут брать леса в аренду, а представители малого бизнеса, которые находятся непосредственно в муниципальных образованиях, будут заниматься оказанием услуг по заготовке леса. Изменилась и форма поддержки со стороны региональной власти. Раньше проводились так называемые инвестиционные конкурсы по получению кредитов из областного бюджета. Область предоставляла победителям конкурса под небольшие проценты кредит на развитие производства. В итоге регион давал развитие предприятию, которое не только возвращало выданный кредит, но и создавало рабочие места и перечисляло налоги в региональную казну. Сейчас этого нет. Сегодня проводятся конкурсы по возвращению процентной ставки кредита. Но ведь кредит надо еще получить. В.: Есть ли сегодня возможности для развития малого и среднего бизнеса в сфере ЛПК? О.: О развитии малого бизнеса мы говорим уже 10 лет. Несмотря на то, что определенные мероприятия проводятся, создаются организации для поддержки малого бизнеса, эффект от них небольшой. Предпринимателю, особенно в муниципальных образованиях, начать свое дело очень и очень сложно. Нет перспективы по лесосечным фондам, т.е. у предприятия нет гарантий, что оно на многие годы вперед будет иметь лесфонд. С начала этого года даже уже работающие предприятия не имеют ясной перспективы, поскольку срок действия выданных в том году лесобилетов закончился, а новых в связи с реформированием отрасли пока нет. Планируется продавать лес с аукционов, а рубки ухода продавать через ОГУПы, но они сегодня не имеют нарядов, да и процесс их формирования еще не завершился. В.: Каким образом федеральные органы власти должны стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в лесной отрасли? О.: Вышел закон о поддержке малого бизнеса, однако он подтягивает малый бизнес под крупный. На мой взгляд, представителя района, федеральные власти должны понять, что сегодня маленькие отдаленные муниципальные образования живут за счет тех предприятий малого бизнеса, которые находятся на их территориях. Поэтому данные предприятия надо развивать наравне с муниципальными образованиями, увязывать их развитие с реформой местного самоуправления. Я уверен, что муниципальные образования и малое предпринимательство должны развиваться совместно. В.: Должны ли как-то в этом процессе участвовать региональные и районные администрации? О.: Без сомнения, ведь основная доходная часть формируется от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Соответственно, если будет развиваться малый бизнес, будет развитие и на местах. Например, у нас в Плесецком районе рубка леса ведется с 1910 года, поэтому крупным лесопромышленным предприятиям уже не найти больших участков лесосечного фонда, и упор должен делаться на представителей малого и среднего бизнеса. В.: Есть ли на сегодняшний день примеры успешных проектов и инициатив по развитию малого и среднего бизнеса со стороны регионов и городов? О.: Много говорят об опыте Вологодской области по развитию лесопромышленного комплекса и небольших производств. Там стараются равномерно распределить новые производства по территории всей области. Сегодня региональным и районным властям надо более настойчиво проводить политику по модернизации и строительству небольших производств именно в районах, поближе к лесу, поскольку сейчас мы возим лес только в Архангельск с участков, расположенных за 500 и более км, чем развиваем только областной центр и крупные города. В.: Как оцениваете роль бизнес-ассоциаций в развитии малого и среднего предпринимательства? О.: В нашем регионе, к сожалению, нет ни одной подобной структуры. Если говорить о структурах федеральных, то есть объединениях лесопромышленников и лесоэкспортеров, то они пока не опускаются до уровня малого бизнеса. Подобные структуры нужны, но они должны работать так, чтобы учитывать интересы всех членов. В Плесецком районе у нас существовала ассоциация предпринимателей малого бизнеса. Но вся беда в том, что мы не могли найти того стержня, на котором должны основываться принципы работы ассоциации. |