30.01.2008  Рыбную промышленность РФ нужно срочно выводить из кризиса

   Рыбопромышленная отрасль России в кризисе. Если ситуация не изменится в ближайшие годы, опасность может угрожать продовольственной безопасности страны. Кроме того, подобное положение дискредитирует РФ на мировой экономической и политической арене. Власти готовы предпринимать усилия по созданию благоприятных условий для отечественного рыбохозяйственного бизнеса. О том, что это должны быть за меры, шла речь во вторник, 29 января, на заседании совета при председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России.
   Как подчеркнул, открывая заседание, председатель СФ Сергей Миронов, рыбопромышленная отрасль, переживающая сегодня глубокий системный кризис, имеет большое экономическое, социальное, продовольственное и даже политическое значение. Среди основных показателей уровня развития комплекса он назвал степень потребления рыбы на душу населения: сегодня этот показатель не превышает 13 кг на человека в год, что в два раза ниже медицинских норм. Для сравнения: в Китае этот показатель находится на уровне 25 кг в год, в Норвегии и Японии – 47 и 65 кг соответственно. «Такой низкий уровень потребления рыбы дискредитирует Россию как страну с развитой экономикой», - заявил С.Миронов.
   Недопустимо, продолжил председатель СФ, чтобы чрезвычайно богатая водными биоресурсами РФ утратила свои лидирующие позиции на мировом рынке. Уход российского флота из Мирового океана негативно сказался на геополитических интересах страны, а концентрация всего флота в российской зоне привела к критическим нагрузкам на отдельные высоколиквидные виды биоресурсов.
   Кроме того, от уровня развития рыбной отрасли во многом зависит занятость населения отдаленных приморских районов. Именно здесь, подчеркнул С.Миронов, должны располагаться предприятия, способные принять, переработать и доставить потребителям рыбную продукцию.
   Также по-прежнему острой остается проблема незаконного вывоза ценных биоресурсов в результате масштабного браконьерства.
   Негативное воздействие на отрасль оказывает и мощный экспортный поток необработанного сырья, который сопровождается значительным ростом импортной рыбной продукции. Объемы импорта в среднем по стране достигают 30%, а в крупных городах – 50%. Россия отстает от других стран и в развитии аквакультуры.
   С.Миронов обратил внимание на то, что очевидные пробелы в законодательстве и отсутствие целостной нормативно-правовой базы для функционирования рыбной отрасли препятствует ее эффективному развитию. Государственная политика на протяжении последних 15 лет была нестабильной и непоследовательной, а система господдержки так и не была создана. Тем не менее в конце 2007 года был принят закон о внесении изменений и дополнений в ФЗ о рыболовстве, и этот документ несмотря на его недостатки серьезно улучшил ситуацию с правовым обеспечением работы рыбохозяйственного комплекса. В то же время, заметил председатель СФ, необходимо внести дополнительные поправки в закон о рыболовстве, а также ускорить принятие законов об аквакультуре и сохранении осетровых видов рыб.
   Выступивший с основным докладом руководитель Государственного комитета РФ по рыболовству Андрей Крайний отметил, что Россия, обладая колоссальным потенциалом в области водных биоресурсов, в течение последних лет использует это конкурентное преимущество «не по-хозяйски». Добыча водных биоресурсов в стране значительно сократилась: если во времена СССР ее объем составлял 10,5-11 млн тонн в год, то в 2007 году - лишь 3,2 млн тонн в год, хотя Россия после распада Союза сохранила доступ ко всем основным рыбопромысловым морям и рекам, то есть потенциал страны остался прежним.
   Одна из основных причин сложившейся ситуации в отрасли, по мнению А.Крайнего, состоит в том, что во время масштабной приватизации на месте крупных рыбопромышленных комплексов появилось огромное количество небольших компаний. Например, во времена СССР на Дальнем Востоке было 100 крупных компаний, сегодня их 3,5 тыс. Такие предприятия, как правило, в силу превалирующего теневого оборота лишены доступа к банковским кредитным ресурсам. С этим напрямую связано отсутствие обновления рыбопромышленного флота: стоимость маломерного судна для прибрежного лова сегодня составляет 500-700 тыс. долларов, среднетоннажного судна – 15 млн долларов, крупнотоннажного судна – 40 млн евро. С учетом того, что квоты на вылов рыбы до недавнего времени выдавались на пять лет, а суда окупаются за 5-7 лет, до сих пор существовала большая вероятность, что инвестиции попросту не окупятся.
   В результате в отрасли сложилась ситуация, которую А.Крайний охарактеризовал как «системный кризис». Если к 2015 году Россия не введет новый рыбопромышленный флот, улов сократится до 2,5 млн тонн в год, считает он.
   Среди основных проблем, которые необходимо решить в ближайшее время, глава госкомитета отметил возврат российского рыбопромышленного флота в Мировой океан к местам прежнего вылова рыбы, в частности, в юго-восточную и юго-западную части Тихого океана. В противном случае перестанет действовать так называемый исторический принцип и Россия потеряет право на добычу водных биоресурсов в этих областях. С этой проблемой напрямую связана и проблема критической нагрузки на собственно российские ресурсы, так как сейчас весь флот РФ сконцентрирован в своей же экономической зоне, в результате чего популяция рыбы не успевает восстанавливаться. Для решения этих проблем в будущем году планируется создать государственное ОАО «Росрыбфлот», с тем чтобы в Мировой океан сначала вышла государственная компания, которая проложила бы дорогу частному бизнесу, пока опасающемуся высоких рисков в данной сфере.
   Еще одна проблема, уже обозначенная С.Мироновым, - это российский экспорт замороженной рыбы. «Мы, имея колоссальные богатства, осознанно отдаем свой рынок импорту», - подчеркнул А.Крайний. При этом он заметил, что рыбопромышленный комплекс, в сущности, в состоянии обеспечить потребности россиян, но для этого государство должно установить четкие и справедливые правила игры для бизнеса. Предпринимательский сектор уже почувствовал интерес к этой сфере: заводы строятся и проектируются в Рязани, Калуге и Самаре. «Как только установятся понятные правила, бизнес сразу откликнется», - уверен А.Крайний.
   Также в своем выступлении глава госкомитета остановился на такой серьезной проблеме, как браконьерство, в результате которого в России ежегодно перелавливается минтая в 1,5 раза, камчатского краба – в 5 раз, морского ежа – в 6-10 раз. Причем такое браконьерство выгодно Китаю и Японии, правительства этих стран, по словам А.Крайнего, не заинтересованы в борьбе с ним. Японские и китайские компании пытаются всеми способами повлиять на российскую рыбную промышленность, причем не только путем браконьерства, но и покупая акции предприятий РФ. В результате Россия уже сегодня не контролирует около половины всего легально выловленного минтая.
   Существенным препятствием развития рыбной промышленности в России являются сложные и длительные контрольные мероприятия на таможне, особенно по сравнению с другими рыбодобывающими странами. Например, в Мурманске эти процедуры занимают до 3 дней, а в Норвегии – 1,5-2 часа. Как подсчитал «Мурманский траловый флот», за год компания тратит на контрольные мероприятия 5 млн рублей, отправляя на анализ 2 тонны трески. По словам А.Крайнего, для решения этой проблемы в течение месяца в России будет введен порядок проведения контрольно-проверочных мероприятий, в результате на все такие процедуры должно будет уходить не более трех часов, кроме того, будут устранены дублирующие мероприятия.
   Остаются проблемы и в сфере судостроения и ремонта. В результате около 50% флота Северного бассейна базируется в Норвегии, корабли годами не возвращаются в Россию из-за НДС, взимаемого после ремонта судна.
   Для решения существующих проблем, считает А.Крайний, необходимо продолжить работу над внесением поправок в закон о рыболовстве, разработать закон об аквакультуре и закон о регулировании оборота осетровых пород рыб.
   В результате обсуждения сегодняшней ситуации в сфере рыбопромышленного комплекса РФ комитет СФ считает необходимым ускорить подготовку проекта федерального закона о внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве», а также принятие ФЗ «Об аквакультуре» и «О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб». Кроме того, совет отметил необходимость разработки федеральной целевой программы, направленной на развитие рыбохозяйственного комплекса РФ. Совет рекомендовал Правительству РФ, в частности, рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований, направляемых на финансирование воспроизводства рыбных запасов, распространить на предприятия рыбохозяйственного комплекса, приобретающие рыбопромысловые суда, порядок компенсации за счет федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, а также ввести специальные стимулирующие меры господдержки для предприятий аквакультуры.